15 июля нынешнего года министр внутренних дел РФ, генерал армии Рашид Нургалиев опубликовал в "Российской газете" статью "МВД России: вчера, сегодня, завтра". В ней он так объяснил свое желание "взяться за перо": "Нет необходимости скрывать, что многие отклики и оценки событий в СМИ, на телевидении и в сети Интернет вызывают проявление недоверия к людям в милицейских погонах, неверие в возможность улучшения ситуации. Именно это и требует прямого непосредственного диалога между МВД России, его руководством и обществом в целом". Во исполнение этой, несомненно, благой цели министр опубликовал уже несколько статей, последнюю, "Атомный караул", 27 октября.
И хотя ее подзаголовок обещает конкретную тему публикации: "В МВД России создали новую структуру внутренних войск", но в целом статья посвящена более широкому вопросу - сегодняшнему состоянию внутренних войск (ВВ) МВД и задачам, которые перед ними "поставили", как когда-то говорили, "партия и правительство", а ныне на первое место ставят еще и "президент". Некоторые злые языки при этом утверждают, что внутренние войска в первую очередь служат сегодня президенту от "Единой России", партии "Единая Россия" и правительству, возглавляемому лидером партии "Единая Россия". Автор этих строк, конечно, так не думает. На мой взгляд, МВД в целом и внутренние войска в частности выполняют жизненно важные задачи не только для "единороссов" всех рангов, но и для находящихся к ним в оппозиции граждан. Таких, например, как защита общества от преступного мира и террористов. Но все же нельзя не отметить, что и в утверждениях "злых языков" есть рациональное зерно.
Статья министра внутренних дел Рашида Нургалиева в "Российской газете" 27 октября при всем ее большом размере (на страницу большого формата, который газетчики называют А-2), тем не менее, грешит, если не неточностями, то, во всяком случае, умолчанием некоторых фактов и тенденций в деятельности МВД и внутренних войск, которые получили особую актуальность именно в последние недели, и даже дни. Рашид Нургалиев заявляет, что, дескать, "если в советский период основной задачей внутренних войск была охрана существующего строя, то сегодня войска нацелены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства, защиту прав и свобод гражданина от преступных и иных противоправных посягательств". Надо полагать, что некоторые читатели "Российской газеты", прочтя эти строки, могли подумать, что сегодня МВД и его внутренние войска абсолютно не занимаются "охраной существующего строя", и, кто в панике, а кто с удовлетворением отложили газету в сторону. А надо было бы прочитать до конца, то есть до последних двух фраз: "+войска всегда оставались востребованными, их состав и структура обеспечивали выполнение всех возложенных на них служебно-боевых задач. Оставалась неизменной их основная цель - обеспечение безопасности государства от внутренних угроз".
Министр поставил точку. Все, статья закончена. Ему-то, можно полагать, все понятно, но не столь понятно читателям. Он, действительно, перечислил эти угрозы, но не конкретизировал их. Поэтому некоторые вопросы требуют разъяснения, лучше с разбирательством конкретных ситуаций. Ну, например, таких: действия милиции, препятствующей Н. Харитонову и Г. Зюганову общаться с избирателями в Республике Марий Эл, грубое вмешательство милиционеров в ход встречи депутатов Госдумы, Мосгордумы и Мособлдумы с избирателями у представительства этой республики при президенте РФ на улице Большая Якиманка 2 октября.
В статье упор делается на том, что с учетом возрастания угроз диверсий, особенно техногенного терроризма, участия в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции на Северном Кавказе "принимались дополнительные меры по обеспечению безопасности объектов ядерно-энергетического комплекса". В подтверждение этого тезиса приводятся статистика: "в 2003 году подразделения по охране важных государственных объектов предотвратили более 600 попыток проникновения на предприятия оборонной промышленности, атомные электростанции". Нет слов, такая цифирь действительно впечатляет, хотя "проникновения", конечно же, бывают разные, а министр не уточняет цели нарушителей. Поэтому, скажем прямо, более весомо выглядит информация о действиях ("боевой работе") ВВ МВД на Северном Кавказе. В прошлом году там при их участии "уничтожено 95 бандитов, обнаружено 140 схронов, изъято 420 кг взрывчатых веществ, 550 единиц стрелкового оружия и два переносных ракетно-зенитных комплекса. За девять месяцев 2009 года с участием войсковых сил спецназа уничтожено 145 боевиков". Да, это конкретно. И с такими действиями "подразделений МВД" можно согласиться, но как их "боевая работа" в Республике Марий Эл и в Москве 2 октября согласуются с декларируемым Рашидом Нургалиевым базовым требованием направленности "+на неуклонное соблюдение Конституции России, федеральных законов и основанных на них правовых актов"?
Как свидетель "конфликта на Большой Якиманке" могу сказать, что он возник после того, как заместитель главы управы района Якиманка вдруг заметила, что некоторые граждане держат плакаты "несоответствующие заявленной тематике". И тут же по распоряжению майора милиции этих ребят стали "брать". Причем, как объяснил мне потом юрист. Дважды незаконно. Во-первых, встреча депутатов с избирателями не предусматривает строгое наличие только "соответствующих" ее тематике лозунгов, а во-вторых, "вязать" начали кандидатов в депутаты Мосгордумы от КПРФ.
На правительственном часе в Госдуме 7 октября министр внутренних дел, генерал армии Рашид Нургалиев отверг политический характер в действиях милиции, заявил, что "министерство внутренних дел и его подразделения на местах не занимаются политикой". Так, что же это тогда было - акция против террористов, что ли? Не слишком ли широко трактуются милицейскими чинами понятие "экстремизм-терроризм"? Не секрет, что иные чинуши вполне лояльными считают только один лозунг: "Да здравствуют уважаемые Дмитрий Медведев и Владимир Путин дорогие!", а все остальные для них экстремисткие, даже если это будут "Долой синьора Помидора!" из сказки Джанни Радари или русская пословица: "Хрен редьки не слаще!"
Нет, вы не все сказали в своей статье, господин министр. Это обстоятельство еще раз подтвердил сканад, случившийся на учениях в Подмосковье 29 октября, проведенных в рамках выставки "Интерполитех-2009". В них были задействована полицейская техника - водометные автомобили "Гроза" и "Шторм", разградительно-заградительный автомобиль "Абаим-Абанат". Некоторые агентства назвали их "разгоном пенсионеров", министр внутренних дел Рашид Нургалиев эту информацию опроверг, а министерство в своем сообщении заявило, что это мероприятие не было учениями, а участники "демонстрации", которую разгоняли бойцы ВВ, не были пенсионерами. Да, это, как говорят в Одессе, две больших разницы.
Так к чему все-таки готовятся ваши подразделения, господин министр? Может быть, расскажете в рамках "прямого, непосредственного диалога между МВД России, его руководством и обществом в целом"?