24 ноября, в Орехово-Зуевском городском суде завершилось слушание по скандальному делу о фальсификации результатов выборов избирательной комиссией сельского поселения Белавинское.
Чтобы установить истину, суд провел выездное заседание непосредственно на месте преступления - в деревне Губино, где опросил в качестве свидетелей ряд избирателей, чьё участие в голосовании на дому поставила под сомнение избирательная комиссия в оправдание признания выборов в Губино недействительными.
Эти свидетели проявили высокий уровень гражданской ответственности и, несмотря на инвалидность, явились в судебное заседание и развеяли указанные выше сомнения.
На выборах главы сельского поселения Белавинское победила самовыдвиженка Ирина Афанасьева, о чём её известил и поздравил председатель избиркома. Но на следующее утро победившей объявлена представитель «Единой России» Татьяна Горячева. Ветераны и свободолюбивые граждане деревни провели несколько акций протеста против фальсификации выборов главы поселения. А вот они победили - справедливость восторжествовала.
Судебное решение
24 ноября 2009 г. Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Бекловой Ж.В. при секретаре Калинович Е.В., с участием прокурора Горьковой Т.В. и представителя Винькова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афанасьевой Ирины Ивановны об отмене решения избирательной комиссии сельского поселения Белавинское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области об итогах голосования и результатах выборов главы сельского поселения Белавинское, признал указанные решения избирательной комиссии незаконными и в полном объеме удовлетворил требования Афанасьевой И.И.
Суд огласил резолютивную часть своего решения:
1. Решение 114 от 12.10.2009 г. избирательной комиссии сельского поселения Белавинское "О признании итогов голосования по выборам главы сельского поселения Белавинское на избирательном участке 2047 недействительными" - отменить.
2. Решение 116 от 12.10.2009 г. избирательной комиссии сельского поселения Белавинское "Об определении результатов выборов главы муниципального образования сельского поселения Белавинское" - отменить.
3. Внести изменения в протокол избирательной комиссии сельского поселения Белавинское об итогах голосования, о результатах выборов, с учетом результатов на данном участке, и в сводную таблицу.
4. Обязать избирательную комиссию сельского поселения Белавинское составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, с обметкой: "Повторный" и новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Речь в прениях Ю.В.Винькова, представителя И.И.Афанасьевой
Уважаемый суд! Критерием признания итогов голосования, результатов выборов недействительными является обнаружение нарушений, совершенных при проведении голосования или установлении итогов голосования и не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В каждом конкретном случае должна быть произведена оценка нарушений закона и определена степень их влияния на результаты волеизъявления избирателей, участников референдума. При этом должны быть приняты во внимание степень серьезности нарушения, разница голосов между избранным кандидатом и иными кандидатами, массовость и доказанность нарушений.
Избирательная комиссия с/п Белавинское неправильно применила п.п. "а" п.9 ст.70 ФЗ "Об основных гарантиях...", который устанавливает, что "...комиссия признает итоги голосования... недействительными:" а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей".
Допущенные по вине УИК 2047 нарушения (отсутствие подписей четырёх избирателей в их заявлениях о предоставления возможности голосовать вне помещения для голосования, удостоверяющих получение ими бюллетеней для голосования по выборам главы сельского поселения) не являются таковыми и не могли быть признаны теми нарушениями, которые бы не позволяли с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Результат волеизъявления избирателей (результат выборов) - это определение избранного кандидата. Итоги же голосования - это точные количественные показатели подсчета голосов. За Афанасьеву было подано 823 голоса, за Горячеву - 709 голосов. Перевес составляет 114 голосов, что в процентном выражении составляет 7,24%. Даже если 29 бюллетеней, содержащихся в переносном ящике были бы признаны самой УИК 2047 недействительными, Афанасьева сохранила в целом по Белавинскому одномандатному округу вполне очевидное преимущество в 85 голосов. В процентном выражении это означает, что за Афанасьеву проголосовало 43,37% избирателей, принявших участие в голосовании. За Горячеву - 37,73%. Разрыв почти в 5%. Даже если допустить маловероятное, что все 29 избирателей, голосовавших на дому, отдали свои голоса Горячевой, то и в этом случае Афанасьева сохраняет преимущество. Более того, анализ результатов выборов по избирательному участку 2047 в сопоставлении с результатами выборов на соседнем избирательном участке 2048, также находящемуся на территории д. Губино, свидетельствуют о том, что реальная воля избирателей, голосовавших на избирательном участке 2047 в результатах выборов нашла свое адекватное отражение. В частности, на избирательном участке 2048 за Афанасьеву проголосовали 415 избирателей, что составляет 75 % от числа принявших участие в голосовании. За Горячеву проголосовало 88 избирателей или 16 %. Эти показатели позволяют с высокой степенью достоверности определить результаты волеизъявления избирателей.
Т.о., ни при каких условиях допущенные по вине самой комиссии нарушения не могли повлиять на результат голосования и на избрание главой муниципального образования Афанасьевой.
Следует учесть, что ИК с/п Белавинское также неправильно истолковала и применила нормы, содержащиеся в ст. 68 ФЗ. Согласно п. 12 ст. 68 Федерального закона в случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего количества бюллетеней, чем заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, то все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется соответствующий акт. Как усматривается из материалов судебного следствия УИК 2047 такого акта при подсчете бюллетеней, находивщихся в переносном ящике, не составляла. Иные нарушения, такие как отсутствие на некоторых заявлениях избирателей подписей членов избирательных комиссий, позволяют достоверно установить личность каждого проголосовавшего избирателя.
Доказательств иных нарушений, на которые ссылаются представители избирательной комиссии с/л Белавинское, суду не представлено. Это также подтверждается свидетелями Королёвоё Л.П. (л.д. 86-87), Лукиной А.В. (л.д. 87-88) - членами комиссии 2047 с правом решающего голоса, которые проводили голосование по месту жительства избирателей.
Избиратели Ефремова Н.К и Ерохина Т.Ф., голосовавшие вне помещения для голосования и чьих подписей в получении ими бюллетеней для голосования за главу сельского поселения не оказалось в их заявлениях о голосовании на дому, опрошенные в качестве свидетелей в выездном судебном заседании в деревне Губино, уверенно подтвердили, что получали по два вида бюллетеней, включая бюллетени для голосования за главу поселения. Свидетель Ефремова Н.К., кроме того, пояснила, что и её супруг Ерохин А.М. также получал бюллетень для голосования за главу. С учетом этого, указанные выше нарушения не могли быть признаны теми нарушениями, которые бы не позволяли с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таким образом, избирательная комиссия с/п Белавинское не установила таких существенных нарушений в ходе выборов, которые бы повлияли на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования.
Возвращаясь к п.12 ст. 68 ФЗ и соответствующему п. 12 ст. 62 ЗМО, на которые ссылаются в своих возражениях представители ИК с/п Белавинское и представитель партии "Единая Россия", то они не только неправильно толкуют содержащуюся в них норму материального права, но и допускают элементарную подмену понятий. В указанных статьях речь идет не о необходимости наличия подписей избирателей, удостоверяющих факт получения ими каждого отдельного бюллетеня в случае совмещения выборов, что постоянно подчеркивают наши процессуальные оппоненты, а об общем количестве выданных избирателю бюллетеней. Отметку об этом должны делать не избиратели, а члены комиссии, организующие голосование вне стационарного помещения. Бланк заявления избирателя о предоставления возможности голосовать вне помещения для голосования, который использовался в Орехово-Зуевском районе на выборах 11 октября 2009 г., содержит две отдельные графы для удостоверения подписями избирателя получения: 1. - бюллетеня для голосования по выборам депутатов Совета и 2. - бюллетеня для голосования по выборам главы поселения, что не предусмотрено законом. С другой стороны, в бланке заявления отсутствует графа для отметки об общем количестве выданных избирателю бюллетеней, что законом предусмотрено. Полагаю неправомерным использование такого формуляра заявления избирателя, поскольку он не отвечает требованиям закона, порождает обстоятельства, создающие условия для нарушения закона. В п. 11 ст. 66 ФЗ указано: "На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем, участником референдума двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов, референдумов) - об общем количестве полученных бюллетеней". На необходимость наличия в заявлении избирателя отметки об общем количестве полученных бюллетеней указывается и во всех комментариях к ФЗ "Об основных гарантиях". По замыслу законодателя, наличие такой отметки как раз и позволяет предотвратить те нарушения, которые были допущены членами участковой комиссии, проводившими голосование вне помещения для голосования.
Российская судебная система, как известно, не является прецедентной, однако в целях обеспечения принципа единства судебной практики считаю необходимым принять во внимание Определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 декабря 2003 г. 22-ГОЗ-21 по фактически тождественному делу. Более того, там имело место еще более грубое нарушение: количество бюллетеней в трех переносных ящиках, оказалось больше, чем заявлений избирателей. Тем не менее, установив личности избирателей, чьи заявления отсутствовали, судебная коллегия пришла к выводу, что указанные нарушения не могли повлиять на волеизъявление избирателей. Незаконное признание избирательной комиссией с/п Белавинское недействительными итогов голосования по УИК 2047 является грубейшим нарушением избирательных прав граждан, поскольку именно это нарушение, а не те злосчастные четыре бюллетеня, не позволяет достоверно установить результат выборов и игнорирует волеизъявление большого числа избирателей - в голосовании по избирательному участку 2047 приняли участие 448 из 1027 избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования.
Однако избирательная комиссия с/п Белавинское, произвольно истолковав закон, допустила еще одно нарушение - не применила п.п. "б" п. 9 ст.70 ФЗ "Об основных гарантиях...", который устанавливает, что "...комиссия признает итоги голосования... недействительными: " б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума". На момент окончания голосования на пяти избирательных участках сельского поселения Белавинское в списки избирателей по выборам главы поселения включено 3943 избирателя. На избирательном участке 2047, выборы главы поселения по которому признаны недействительными, в списке избирателей на момент окончания голосования значатся 1027 избирателей, что составляет 26,04% или более чем одну четвертую часть от общего числа избирателей.
Однако избирательная комиссия сельского поселения Белавинское в нарушение закона не применила данную норму, не признала, как того требует закон, выборы главы поселения недействительными в целом, вероятно, убоявшись еще более громкого скандала.
И последнее. Председатель Белавинской комиссии В.Е.Минько в самом начале процесса категорически отрицал, что уже 11 октября, около 23 часов он позвонил И.И.Афанасьевой и поздравил ее с победой. Но после получения по запросу суда распечатки оператора связи был уличен во лжи, и признался в содеянном. На самом деле, этот звонок некоторым образом даже оправдывает Минько В.Е., поскольку свидетельствует о том, что изначально у него не было преступного замысла фальсифицировать результаты выборов. Но это говорит и том, что на комиссию было оказано административное давление со стороны руководителей Орехово-Зуевского муниципального района.
Уважаемый суд! Примененная избирательной комиссией с/п Белавинское схема фальсификации итогов голосования и основанная на ней последующая фальсификация результатов выборов, в случае непринятия должных мер по решительному пресечению этой преступной практики, может создать опасный прецедент, когда практически у любого победившего на выборах кандидата может быть отобрана победа. Прошу суд восстановить справедливость, восстановить избирательные права моей доверительницы, восстановить избирательные права жителей деревни Губино, прошу признать решения ИК с/п Белавинское незаконными, в полном объёме удовлетворить требования И.И.Афанасьевой.