В последнее время в среде коммунистов, их сторонников и противников заинтересованно обсуждается тема, вынесенная в заголовок этой статьи.
- Существует ли в России рабочий класс?
- Если существует, то какие слои трудящихся в него входят?
- Сохранил ли рабочий класс свою ведущую роль в революционном преобразовании общества?
- Уместно ли говорить о диктатуре пролетариата в наше время?
- Является ли КПРФ партией пролетариата или таковую роль она оставляет другим компартиям РФ? Например, РКРП во главе с В.А.Тюлькиным?
Начнём с начала. В.В.Трушков, обозреватель «Правды», ссылаясь на статистические данные, уверяет читателей, что рабочий класс в России не только существует, но составляет 28 с лишним процентов работающего населения и численно превышает своих собратьев 1917 года.
Но уместно всё же выяснить, что такое рабочий класс как общественная сила, противостоящая классу буржуазии и способная победить её и отстранить от власти. Вот наиболее точное, по-моему, из всех имеющихся определение пролетариата, данное Лениным в начале НЭПа, когда в РСФСР решался вопрос, КТО КОГО? Это не оставляющее сомнений определение понятия «пролетариат» содержится в докладе В.И.Ленина на II всероссийском съезде полит-просветов 17 октября 1921 г:
- Пролетариатом называется класс, занятый производством материальных ценностей в предприятиях крупной капиталистической промышленности
(выделено мной -Л.С.). (ПСС, т44, стр. 161).
Итак, в понимании В.И.Ленина, пролетариатом в точном смысле слова можно назвать только этот отряд рабочего класса. А наёмные рабочие мелких и средних предприятий? Батраки в сельском хозяйстве? А транспортники? А наёмный персонал в торговле и т.п.? Наконец, учителя и медработники государственных школ и медучреждений? Программисты мелких фирм? Офисный пролетариат?
Нет, по Ленину, это еще не пролетариат. Это вместе с уборщиками и другими подсобниками на крупных предприятиях есть «совокупный рабочий класс», который пролетариат должен организовать и повести за собой. Но вернёмся к докладу. «Поскольку разрушена крупная капиталистическая промышленность, поскольку фабрики и заводы стали, пролетариат исчез (курсив мой - Л.С.). Он формально числился, но он не был связан экономическими корнями». Не правда ли, знакомая нам по собственному сегодняшнему опыту картина? Заводы и фабрики исчезли или дышат на ладан, «стали». Насаждается отверточное производство на мелких и средних, иностранных, предприятиях. Всё почти так, как в 1921 г., за исключением полного отсутствия власти у пролетариата в лице его партии.
Но почему Ленин сузил понятие «пролетариат» до рабочих только крупных капиталистических предприятий? Да потому, я думаю, что на таких предприятиях рабочему классу легче организоваться для отпора классу буржуазии. На мелких и средних это сделать гораздо труднее. Там подчас и профсоюзов нет, а зависимость от хозяина намного сильнее.
Если капитализм в России, отказавшись вдруг на самом деле, а не на словах, от роли сырьевого придатка Запада, «модернизируется», если восстановится в стране машиностроение, станкостроение и т.д. - единственная основа государственной независимости, то что будет?. В 1921 году ответ звучал так: «Весь вопрос — кто кого опередит? Успеют капиталисты раньше сорганизоваться, — и тогда они коммунистов прогонят, и уж тут никаких разговоров быть не может. Нужно смотреть на эти вещи трезво: кто кого? Или пролетарская государственная власть окажется способной, опираясь на крестьянство, держать господ капиталистов в надлежащей узде...»
Так вот, если в сегодняшней России, где коммунисты уже прогнаны капиталистами, развитие пойдет по пути восстановления реальной экономики, то будет так: восстановится класс пролетариата! И он тогда неизбежно организуется во всероссийском масштабе для защиты своих классовых интересов, объективно противоположных интересам класса буржуазии. А организация пролетариата -это, с одной стороны, боевые профсоюзы, а с другой - пролетарская партия. Будем надеяться, что КПРФ.
Спрашивается, заинтересована ли в таком развитии событий российская олигархия и её зарубежные партнеры? Дважды и трижды нет. Народ будут без конца кормить той самой идеологией, о которой столь метко и ядовито сказано Лениным.
Следовательно, борьба за возрождение реальной экономики есть борьба за возвращение России на путь социализма и по этой причине, а не только в силу международного разделения труда в современном мире. Никак иначе, о чем и было еще раз сказано со всей определённостью на I съезде рабочих в Подмосковье 30 января с.г.
Но там же было заявлено, что КПРФ есть партия всех трудящихся. Это верно, но только в одном смысле - в том смысле, что пролетариат выражает на данном этапе борьбы интересы всех трудящихся, в том числе и мелкой и средней буржуазии, а не в каком-либо другом. Мы, коммунисты, должны не забывать, что, победив, пролетариат устанавливает свою и только свою классовую диктатуру, без которой после победы неизбежно последует новое поражение.
Необходимо, борясь за осуществление программы КПРФ по выводу страны из кризиса, усиливать и усиливать работу со всеми отрядами рабочего класса, но в первую очередь еще на сохранившихся крупных предприятиях - на таких, как Коломзавод. Поскольку в конечном счете именно там - центр формирования классового самосознания, именно там решается вопрос «кто кого». Без организованного, сознательного, спаянного солидарностью и дисциплиной пролетариата, идущего за марксистской, ленинской по своей программе, стратегии и тактике борьбы партией нам Россию на путь социализма не вернуть. А значит, не спасти.