Вот уже много лет каток реформ ЖКХ ломает сложившееся за годы Советской власти государственно-муниципальное коммунальное хозяйство, увеличивая постоянно затраты граждан на коммунальное обслуживание. Перевод ЖКХ на рыночные рельсы создал условия для привлечения в эту сферу любителей поживиться - открыл еще одну нишу для криминальной деятельности.
В нашем славном наукограде Дубна уже несколько месяцев возникшие из «воздуха» - без конкурса и положенного уставного капитала - управляющие компании в форме ООО посылают своих ходоков в квартиры граждан, предлагая заключить с ними договор на обслуживание, шантажируя тем, что это надо сделать срочно для получения государственных инвестиций на капитальный ремонт из Фонда реформирования ЖКХ, который согласно ФЗ № 185 существует до 2012 года. В противном, мол, случае ремонт крыш, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем (электо-газо-водоснабжения, канализации, отопления), замену лифтов, ремонт и утепление фасадов придется делать за свой счет. При этом сообщается, что в домах, где выбрали управляющую компанию, «уже начались ремонты подъездов, далее - внутридомовых сетей, а со временем все приведем в порядок», - так сообщается в расклеенных на домах объявлениях, так утверждают ходоки от ООО (пока еще работники ЖЭКов). Но ведь это наглый обман: никаких средств из федерального фонда Дубна не получала: и если где и идет ремонт, то из средств, собранных в виде коммунальных платежей со всех жителей.
Проведение выборов управляющих компаний происходит заочным голосованием с подтасовкой результатов, о чем свидетельствуют обращения граждан в прокуратуру и выборочная проверка депутатской комиссией городского Совета. Происходящее в Дубне порождено администрацией города при молчаливом согласии Совета депутатов и поясняется тем, что без подписания договоров гражданами с частными ООО Дубна не сможет получить 100 млн рублей из федерального фонда на капитальный ремонт старых домов. При этом Совет и администрация не обнародовали своих решений о судьбе МУП ЖКУ, с которыми жители заключили договоры на коммунальное обслуживание.
Конституция РФ провозглашает:
Статья 15.
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Статья 130.
1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статья 132.
1. Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Поэтому возникает вопрос о соответствии положений Жилищного кодекса и ФЗ № 185 Конституции РФ. С одной стороны, они ущемляют гарантированные конституцией права местного самоуправления на «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», с другой - лишают «уклонистов» средств из федерального фонда. Федеральный фонд образован из госбюджета, то есть за счет всех граждан России. И почему же из него кому-то пряник, а неугодным - шиш? Вызывает недоумение, что ни Госдума, ни региональные и местные представительные органы не оспаривают противоречия законодательства Конституции, не выступают с законодательной инициативой устранения этих противоречий, не обращаются в суды.
В декабре 2009 года дубненские отделения КПРФ и «Справедливой России» подготовили обращение в Совет и к главе города, которое подписали руководители четырех больших профсоюзных организаций. Это обращение было поддержано 28 декабря на собрании жителей, а также подписями граждан. Собрание приняло такое решение:
1. Текст обращения к главе города г. Дубны и городскому Совету депутатов по реформе ЖКХ в городе поддержать и вместе с подписными листами направить организаторами собрания в администрацию города Дубны.
2. Предложить городским органам самоуправления установить на 2010 год мораторий на приватизацию муниципальных объектов ЖКХ и принять в течение года городскую программу развития сферы ЖКХ с учетом мнения горожан и их объединений в соответствии с Уставом Дубны и Конституцией РФ, гарантирующих право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Предложить Совету депутатов Дубны обратиться в Московскую областную Думу, в муниципальные представительные органы Московской области выступить с законодательной инициативой о приостановке реформы ЖКХ.
3. Поручить организаторам собрания добиться в органах городской власти:
а) опубликования обращения и информации о собрании в городских СМИ;
б) официального и гласного рассмотрения обращения и принятия по нему решения с опубликованием в СМИ.
в) провести очередное собрание жителей города до конца февраля 2010 года для обсуждения результатов обращения с приглашением представителей администрации города и Совета депутатов.
Обращение и решение собрания были переданы в Совет и главе города. Они не были опубликованы в городских СМИ, до настоящего времени на них нет никакого публичного ответа. Совет в нарушение Устава Дубны не рассмотрел их на своих заседаниях и не принял по ним решений.
В обращении предлагалось обнародовать отчет о финансовой деятельности МУП ЖКУ за последние три года, чтобы горожане могли сами оценить эффективность их деятельности и расходование собираемых средств на коммунальное обслуживание. Оценки показывают, что коммунальные сборы с горожан составляют около 1 млрд рублей в год. В городском бюджете на 2009 год было предусмотрено 253 млн рублей на коммунальное хозяйство и 133 млн - на благоустройство. Поэтому ожидаемая подачка в 100 млн из федерального фонда - малая доля от городских затрат на ЖКХ. И стоило ли из-за этих денег спешно, не разработав долгосрочной городской программы с учетом мнения горожан и их материальных возможностей, не определив судьбу МУП ЖКУ, проталкивать переход к управляющим компаниям, учредители которых, как мухи за мед, ухватились за доходное для них дело? Политика уничтожения муниципального коммунального хозяйства, растаскивание его по частным компаниям вызывает огромное недоумение. ЖКХ - важнейшая социальная сфера, которая не может быть чисто рыночной, так же как образование и здравоохранение, и согласно декларации Конституции, что РФ - социальное государство, должна поддерживаться всеми бюджетами. Еще в царской Москве в 1913 году водопровод, канализация, трамвай, газовый завод, бойни (имевшие в то время большое значение) находились в муниципальной собственности. В современном королевстве Дания бесприбыльные муниципальные предприятия обеспечивают население водой, электричеством, газом, отоплением.
Ситуация в ЖКХ требует безотлагательных консолидированных действий Московской областной думы, фракции КПРФ со всеми возможными союзниками в представительных органах районов и городов области по защите интересов граждан и принятия шагов по коррекции реформы. Не должна оставаться в стороне фракция КПРФ в Госдуме. Необходимо искать эффективные выходы из сложившейся ситуации в сфере ЖКХ, изучать опыт, полезный для наших целей. Так, по информации из Интернета, в Ленинском районе Московской области функционирует муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», которая осуществляет управление жилищным фондом различных форм собственности и обеспечивает эксплуатацию жилищного фонда и качественное предоставление коммунальных услуг населению. А на территории городского округа Балашиха успешно функционирует муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные услуги, ремонт и сервис» (МУП «КУРС»). Главное - надо отстаивать права местного самоуправления, предоставляемые статьями 130 и 131, на самостоятельное распоряжение муниципальным имуществом и требовать его развития и укрепления в интересах местного сообщества.