Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Г. А. Зюганов: Социалистическая модернизация и её духовная основа

В последнее время в различных слоях российского общества не утихают разговоры о необходимости политической и экономической модернизации страны. Наконец-то власть прислушалась к голосам оппозиции, здравомыслящих политиков: президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию фактически объявил о начале нового курса, направленного на преодоление всеобщей отсталости страны. Что тут говорить, инициатива хорошая. Давно настала пора сдвинуть Россию с мертвой точки, на которой застыла она с ельцинских времен. Ведь неизвестно, чем бы кончились для нее испытания, придуманные «гарвардскими мальчиками», если бы не пролился на страну золотой дождь нефтедолларов. Теперь, наконец, ставится долгожданная задача — уйти от нефтяной зависимости. Нельзя же еще раз ждать у моря погоды, гадать, как будет складываться конъюнктура рынка энергоносителей, повезет или нет.

 Однако планы и замыслы президента страны почему-то мало кого вдохновляют. Утвердившаяся в «демократической» России практика показывает, что благие намерения от их воплощения в действительность может разделять дистанция, исчисляемая годами и даже десятилетиями. И дело здесь не только в недостатке у российских руководителей политической воли. Кризис показал, что, когда речь заходит об интересах финансово-олигархических кругов, воли этой оказывается более чем достаточно: денежных воротил власть в обиду не дает. Не случайно в течение прошлого, 2009 года, несмотря на резкий спад производства, рост безработицы и нищеты в стране, многие представители крупного капитала умудрились приумножить свои состояния и вернуть утраченные позиции в списках самых богатых людей мира. Почти удвоилось число миллиардеров в стране. А 22 олигарха владеют богатствами, оцениваемыми в 216 миллиардов долларов, то есть в сумму, равную годовому бюджету России.

 

Капитал против культуры

Что же вызывает сомнения в президентских инициативах, помимо той пропасти, которая возникает обычно между нашей реальностью и ее словесной картиной, между благими желаниями и делами обитателей Кремля?

Начнем с того, что выдвинутый Медведевым лозунг «Россия, вперед!» явно диссонирует с принятой «Единой Россией» на вооружение «идеологией российского консерватизма». Преуспевшие в словесной эквилибристике лидеры «партии власти» пытаются представить ее как «идеологию стабильности и развития» страны. Но суть этой концепции отражает одно: желание сохранить существующее в обществе положение вещей, ничего не меняя в принципе.

Примеров тому немало. Мы видим, что на фоне переосмысления западными странами своих стратегических задач лишь Россия продолжает упорно восхвалять основные принципы первобытного капитализма, сохраняя наивную веру во всемогущество «свободного рынка». Своеобразно сущность «российского консерватизма» проявляется и в политической сфере. Давно превращена в посмешище одна из главных ценностей современной демократии — свободные и честные выборы. А беззастенчивое отрицание жульнического характера их проведения по сценариям правящей верхушки не оставляет сомнений: в стране и впредь будет укрепляться «суверенная демократия» по-российски, в основе которой лежит массовая фальсификация волеизъявления людей.

Поэтому, когда президент заявляет, что намеченные преобразования — «первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии», не очень верится, что на таком фундаменте можно построить что-нибудь стоящее.

Что же представляют собой «демократические ценности» российского образца?

С реставрацией капитализма утвердились давно забытые в нашей стране индивидуалистические отношения. Люди оказались погруженными в чуждую и враждебную им общественную атмосферу, где деньги превращены из средства в цель существования человека. В результате он вынужден вести борьбу за выживание, в которой, как принято говорить, побеждает сильнейший. Но так ли это?

В перманентной войне «каждого против всех», порожденной разъедающим общество гипертрофированным желанием людей всеми доступными средствами, без каких-либо моральных ограничений «делать деньги», нет и не будет победителей. Такой войне не видно конца и края, ибо погоня за максимальной прибылью определяет все стороны жизни капиталистического общества, лежит в основе его развития. В этой гонке капитал, как сказано в основном труде Карла Маркса, при 100 процентах прибыли попирает все человеческие законы, а при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы.

Обращает на себя внимание, что в числе тех, кто за последние два десятилетия выбился в России на вершину общественной пирамиды, мы почему-то практически не видим людей, благодаря талантам и энтузиазму которых могли бы реально приумножаться материальные и духовные богатства страны, крепилось бы ее могущество. Ученые, инженеры, учителя, представители творческой интеллигенции — не те, кто сам себя к ней причисляет, а люди, снискавшие признание и любовь своих духовно здоровых соотечественников, — выполняют сегодня роль обслуживающего персонала при состоятельных «хозяевах жизни». А о высоком предназначении, созидательном характере труда миллионов людей, составлявших когда-то гордость страны, напоминает лишь величественный монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», сохранивший свою прописку в Москве как исторический памятник.

Новое поколение к труду не приучают — его учат «делать деньги». Постижение секретов этого ремесла в современной России чаще всего зависит от предрасположенности человека к обману, изворотливости, воровству — тому, что в нашем народе всегда вызывало презрение и отторжение. Но поклоняющиеся «золотому тельцу» беззастенчиво попирают духовные и нравственные основы человеческого общежития, сформированные нашими предками на протяжении веков.

Поражает цинизм «партии власти», заявляющей о том, что российский консерватизм, носителем которого она является, — это опора на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны. Видим же мы совершенно иное: вот уже почти двадцать лет перелицовка страны, «реформирование» ее экономики ведутся по заморским рецептам. В результате практически полностью ликвидированы социальные гарантии, которые предоставляло людям Советское государство. Россия превращена в сырьевой придаток высокоразвитых в экономическом отношении государств, подорваны ее могущество и обороноспособность. Достигли огромных масштабов нищета и безработица, люди потеряли уверенность в завтрашнем дне.

Всесторонний кризис, охвативший страну еще в начале девяностых годов прошлого столетия, в последние годы лишь усилил свою мертвую хватку. Разрушена не только материальная основа существования людей: смятение и хаос, воцарившиеся в их духовной жизни, извращают высокий смысл человеческого предназначения. В результате «монетизации души» смешались представления о добре и зле, отвергнуты основополагающие идеи гуманизма, рассматривающие человека как мерило всех ценностей.

Социалистическая культура, служившая важным средством всестороннего и гармоничного развития личности, не выдерживает натиска армии алчных монстров, оставляющих за собой духовную пустыню. Вместе с тем идейно-нравственные идеалы, которые она воплощала в себе и пропагандировала, еще сохраняются и не потеряли своей привлекательности. Они живут в лучших произведениях советской литературы и искусства, во многом определяют быт и деятельность людей. Наш народ не спешит предать забвению такие важнейшие принципы морали, как коллективизм, взаимопомощь, справедливость, совестливость, сострадание.

До тех пор, пока наша культурная традиция жива, она останется одним из главных препятствий на пути капитала к его безграничной власти. Мы должны помнить: никто еще не отменял марксистский тезис о том, что в антагонистическом обществе господствующей является культура правящего класса. И власть имущие всегда будут подчинять своим целям школу, науку, печать, литературу и искусство.

Финансово-олигархическая верхушка, отрицая на словах социально-классовый характер культуры, не успокоится, пока полностью не искоренит всё советское из массового сознания и поведения людей. Мы хорошо видим, что это не просто угроза, нависшая над многонациональным народом России, а реальность, воплощенная в идеологии и политике правящих классов. На наших глазах происходит падение последних бастионов духовности, с каждым днем сужаются ее плацдармы.

 

С душой и идеалом

Далеко не все политические силы, заявляющие о своей оппозиционности, осознают до конца ту опасность, которую таит в себе духовное оскудение народа. Логику, которой они руководствуются, понять можно: всё, что сейчас напрямую не связано со злободневной проблемой хлеба насущного, можно перенести «на потом». Но это опасное заблуждение!

Напомним, что В.И. Ленин задачу духовного преобразования общества, формирования нового человека рассматривал как важнейшую закономерность и основную цель социалистической революции. Именно он в первые, самые трудные годы Советской власти ввел в оборот термин «культурная революция», подчеркивая этим, что без решения важнейших задач в области духовной жизни, без поднятия интеллектуального и культурного уровня людей невозможно обеспечить победу социализма.

Создание материальных благ Ленин и его соратники рассматривали всего лишь как основу для всестороннего развития личности.

«Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».

В этих ленинских словах, прозвучавших в январе 1918 года с трибуны III Всероссийского съезда Советов, сформулирована одна из главных задач социалистической революции, предполагавшая уничтожение духовного господства и культурной монополии буржуазии в обществе, превращение отчужденной от народа в условиях капитализма культуры в его достояние. При этом было бы большой ошибкой считать, что смена общественного строя означала механическую замену старой культуры новой, более передовой и прогрессивной. Прежде всего социалистическая культура приобщала трудящихся к высшим духовным ценностям, как говорил Ленин, к знанию «всех тех богатств, которые выработало человечество». Приведу один пример: декретом СНК от 30 июля 1918 года была утверждена программа «Памятники республики». Только в Москве и Петрограде предполагалось установить 167 памятников революционерам, деятелям мировой и русской культуры, в том числе Андрею Рублёву, Фёдору Тютчеву, Михаилу Врубелю.

Ленин был беспощаден к «левачеству» в сфере образования и культуры, отрицавшему все позитивные достижения прошлого. «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма» — вот что, по его мнению, должно стоять во главе угла культурной революции.

Лишь опираясь на достижения прошлого, социалистическая культура смогла стать высшей ступенью развития отечественной цивилизации. Но, говоря о том, что наша духовная традиция берет начало из глубины веков, мы не склонны идеализировать духовное наследство, полученное от царской России. Да, революция предоставила трудящимся полную возможность на деле пользоваться всеми культурными благами, о чем они раньше и мечтать не могли. И это по праву считалось одним из основных критериев нравственного здоровья общества, во многом определяло весь смысл социалистических преобразований.

Вместе с тем в осуществлении задач борьбы за нового человека пришлось преодолеть катастрофическую отсталость, унаследованную от царского строя, неравномерность экономического и культурного развития наций и народностей. Достаточно сказать, что по переписи 1897 года — первой и единственной в дореволюционной России всеобщей переписи населения — почти 80 процентов ее жителей были неграмотными. Характерная черта страны, доставшейся большевикам, — темнота и забитость большей части населения.

Однако уже в переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительных учреждений.

Известный философ А. Зиновьев, чьи взаимоотношения с Советской властью складывались, прямо скажем, непросто, был выходцем из крестьян. Он вспоминал, что его мать, несмотря на то, что прошла через все трудности в период коллективизации, испытывала к новому строю благодарное чувство: перед ее детьми открылись горизонты, о которых ранее немыслимо было и мечтать. Один сын стал профессором, другой — директором завода, третий — полковником, еще трое — инженерами. Нечто подобное происходило с миллионами других русских семей, освобожденных от пут и безысходности прежней, дореволюционной жизни.

Это, кстати, в полной мере относится и к моей семье, из которой вышло сразу несколько учителей. Мой дед, который был до революции учителем церковно-приходской школы, получил при Советской власти возможность дать достойное образование своим сыновьям Александру и Андрею (моему отцу), дочерям Ольге и Анне. Все они окончили Болховское педучилище Орловской области, которое уже в тридцатые годы славилось и прекрасным преподавательским составом, и высококвалифицированными выпускниками.

Мощный импульс всему делу образования, науки и культуры придали первые сталинские пятилетки. Фундамент социализма возводился не «зеками», как сейчас пытаются убедить молодое поколение. Заключенные составляли ничтожную долю трудоспособного населения страны, и их абсолютная и относительная численность в годы первой и второй пятилеток была не выше, чем, например, в США, считавшихся «оплотом демократии». И напрасно нынешнее правительство страны и обслуживающая его «элита» демонстративно отмежевываются от огромного исторического опыта, который предоставляет им сталинская эпоха. Практика осуществления в те годы социалистической модернизации страны дала бы им немало пищи для размышлений.

В своем послании Федеральному собранию Д. Медведев признал, что «в прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактиче-ски неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных».

Однако само по себе такое признание мало что значит, поскольку сделанные президентом оговорки ставят под сомнение значимость достижений социализма.

К сожалению, президент почему-то не заметил главного. А оно заключалось в том, что у Сталина была мощная морально-нравственная опора в обществе, поскольку он прекрасно воспринимал нужды и чаяния трудового народа, подавляющего большинства населения страны. И он понимал, что никакая власть в России не может долго продержаться, если она не обеспечивает единства государственных и народных интересов. «Мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» — этот ленинский тезис стал для него руководством к действию.

Нынешние российские правители не видят нужды в таком подходе, поскольку присвоенная ими власть украдена у народа и имеет совершенно иную классовую природу. Это в полной мере проявилось во время кризиса, когда триллионы рублей тратились на оказание помощи банкирам и крупным олигархам и мало что предпринималось, чтобы облегчить положение пенсионеров, малоимущих, матерей, учащихся.

Сталин, сохраняя несокрушимую веру в созидательную силу своего народа, никогда не делал перед ним лживых заявлений. Он ставил сложные, но ясные и определенные цели: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Он произнес эти слова в феврале 1931 года на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. И люди поддержали его, иначе бы через 10 лет нас точно смяли. За это время советскими учеными, конструкторами и инженерами были созданы образцы лучшего в мире самолета-штурмовика Ил-2, легендарного танка Т-34, установок реактивной артиллерии, получивших ласковое название «Катюша». И за этот же период были построены тысячи предприятий, способных эту победоносную продукцию выпускать. Всего же за годы первой и второй сталинских пятилеток объем промышленного производства по сравнению с его дореволюционным уровнем вырос более чем в 9 раз.

Но годы первых пятилеток — это не только масштабное строительство, не просто возведение новых заводов и городов, электростанций и железных дорог, это невиданный прежде духовный подъем строителей нового, социалистического общества, воспринимавших поставленные цели как свое личное дело. По мнению Сталина, главной силой исторических побед на трудовом фронте были «активность и самоотверженность, энтузиазм и инициатива миллионных масс рабочих и колхозников, развивших вместе с инженерно-техническими силами колоссальную энергию по разворачиванию социалистического соревнования и ударничества… Без этого обстоятельства мы не могли бы добиться цели, не могли бы двинуться вперед ни на шаг».

Сталин понимал, что без грамотных, всесторонне подготовленных кадров проблему коренного преобразования страны не решить. И вновь задача ставится предельно ясно и доходчиво: «Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью».

Если в 1928/1929 учебном году в начальных и средних школах обучалось 12,6 миллиона человек, то в 1936/1937 году их насчитывалось уже 28,8 миллиона, а доля учащихся средних школ возросла с 29,5 до 62 процентов. Число занимавшихся в средних специальных учебных заведениях увеличилось с 260 до 770 тысяч, в вузах — со 177 до 542 тысяч.

К началу сороковых годов был достигнут уровень практически полной грамотности населения. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рядов рабочего класса и крестьянства, прошли через вузы и техникумы, пополнили ряды новой советской интеллигенции.

Руководство Советской страны не вело пустопорожних разговоров о модернизации и инновациях, а планомерно обеспечивало интеллектуальную основу для инновационного развития страны, позволившую ей сделать настоящий рывок в будущее.

И при этом создавалась мощная база для повышения духовного и эстетического уровня населения: строились новые театры, открывались музеи и библиотеки. В 1937 году их насчитывалось около 70 тысяч против 12,5 тысячи до революции. Число книг в публичных библиотеках в том же году достигло 127 миллионов экземпляров, увеличившись за пять лет почти на 40 миллионов. СССР превращался в одну из самых читающих стран мира.

Важно отметить, что темпы подъема образования и культуры на национальных окраинах были значительно выше, чем в центральных районах страны. Большие усилия предпринимались для взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Решающую роль в этом процессе играл русский язык —  язык межнационального общения в СССР. Крупнейшие деятели науки и культуры прекрасно понимали это. Огромным смыслом проникнуты слова выдающегося советского поэта Рамсула Гамзатова: «Я был бы поэтом одного ущелья, если бы меня не перевели на русский язык».

Как бы сейчас ни опошляли творческое наследие довоенных лет невежды от культуры, ничто сегодня не может стать в один ряд с созданными тогда великими произведениями литературы и кинематографии, других областей искусства. Еще раз подчеркну: особое внимание партия уделяла преемственности исторических и культурных традиций. В дни работы I Всесоюзного съезда советских писателей, состоявшегося в 1934 году, в беседе с М.Г. Торошелидзе, руководителем грузинских писателей, Сталин недоумевал: «Как? Вы скажете съезду, что грузинский народ только после Октябрьской революции обрел возможности творчества, а до той поры ничего не создал в области культуры? Передайте грузинским писателям от моего имени, что, если они не могут создать нечто подобное тому, что создали наши предшественники в области культуры и литературы, пусть хоть окажутся в состоянии показать это наследие».

Пожалуй, этот пример, как и многие другие, убедительно подтверждает: традиции советской культуры всегда основывались на гордости людей за свою историю и свершения предков, что являлось мощным источником формирования здорового мировоззрения и духовной силы людей.

Россия стала «страной с душой и идеалом» — так охарактеризовал ее крупный английский банкир того времени Д. Гиббсон.

Духовная жизнь страны оставалась насыщенной и в послевоенные годы. В частности, в области литературы было возрождено глубоко народное течение, у истоков которого стоял великий Шолохов. Целая плеяда замечательных писателей — Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Белов, В. Личутин, В. Крупин — поставила перед обществом важнейшую проблему сохранения традиционных ценностей народной жизни, выпавшую из поля зрения официальной идеологии. В их произведениях со всей остротой обнажались и тесно связанные с этой проблемой задачи сохранения среды обитания человека.

Эти писатели сыграли решающую роль в мобилизации общественности против реализации проекта поворота северных рек — переброски части их стока в Казахстан и Среднюю Азию, — чреватого опасными изменениями огромных природно-климатических зон. Отметим, что выдающийся русский писатель Валентин Распутин и в наши дни остается на переднем крае борьбы за сбережение для будущих поколений природных богатств России. На протяжении вот уже ряда лет он ведет битву за Байкал, справедливо считая, что на его берегах не может быть места промышленным объектам вроде Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, дальнейшая эксплуатация которого может иметь катастрофические последствия для крупнейшего и самого чистого в мире естественного хранилища запасов питьевой воды.

Русские писатели одними из первых забили в набат, когда «архитекторы и прорабы» перестройки открыли путь к власти людям, исповедовавшим идеи западного индивидуализма, взгляды, несовместимые с русской культурной традицией.

Еще в 1988 году крупнейший русский советский писатель Юрий Бондарев — мужественный сталинградец, настоящий патриот,— выступая на XIX Всесоюзной партконференции сравнил горбачёвскую перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, куда он сядет.

В тяжелую для страны пору безвременья огромную роль в идейном сплочении писателей России сыграл журнал «Наш современник» под руководством поэта, публициста и литературного критика Станислава Куняева.

Много сил отдал для преодоления раскола в патриотическом движении замечательный русский писатель Владимир Личутин, 70-летие которого мы будем отмечать через несколько дней.

Руководителю Союза писателей России Валерию Ганичеву удалось объединить вокруг писательской организации сотни патриотически мыслящих литераторов и противопоставить их усилия наглой агрессии против умов и сердец соотечественников.

Рупором духовной оппозиции стали возглавляемые Александром Прохановым газеты «День», опубликовавшая в июле 1991 знаменитое обращение «Слово к народу», и «Завтра».

И, конечно же, патриотические силы страны считали одним из своих главных плацдармов газету «Советская Россия», которая вместе с «Правдой», сумевшей преодолеть все попытки убрать ее с политической арены, повела за собой миллионы трудящихся.

В дни тяжелых испытаний вместе с нашей партией находились поэт-фронтовик Егор Исаев, актер и поэт Михаил Ножкин, актеры Аристарх Ливанов и Жанна Болотова, видный деятель культуры Николай Губенко, народная певица Татьяна Петрова, артисты Василий Овсянников и Наталья Курганская… Всех этих людей трудно даже перечислить в рамках одной публикации, вспоминаешь одних — приходят на память сразу десятки других имен.

Говоря об исключительно твердой, мужественной жизненной позиции одних, мы не умаляем огромной роли в развитии национальной культуры других представителей творческой интеллигенции, честно выполнявших и выполняющих свой долг перед страной и народом. Нынешним «хозяевам жизни» еще не удалось вытоптать такой мощный пласт духовной жизни народа, который формировала у него советская массовая культура. Впрочем, само понятие «массовая» кажется здесь неуместным, настолько оно стало теперь ассоциироваться с пошлостью, невежественностью, хамством и глупостью, воцарившимися на эстраде, в кино и музыке. Поэтому язык не поворачивается назвать «массовым» творчество таких советских исполнителей, как Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Юрий Антонов, в котором отразились красота родной земли, самые высокие и искренние чувства людей, объединяющие их общие помыслы и надежды. А разве может старшее поколение представить свою жизнь без песен Александры Пахмутовой и Николая Добронравова? Или ветераны Великой Отечественной войны — свой главный праздник без «Дня Победы» Давида Тухманова и Владимира Харитонова?

Стоит ли говорить, что всё это прямо противоположно той «культуре», которую стали насаждать в России пришедшие к власти либералы. «Всё материальное (и ваучеры в том числе), — философствовал Чубайс в начале девяностых, — первично, а идеальное (дух, совесть и прочая воздушность) — субстанции почти утопические, а потому ими следует пренебречь».

Чем обернулось это пренебрежение духовным, ужаснуло многих, в том числе и близких к народу священнослужителей. Мне часто вспоминаются слова одного из них — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), опубликованные в «Советской России» осенью 1992 года: «Отечество наше, народ наш переживают сегодня лютые, тяжелые времена Смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой официальной религии — культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы… Беспредельный цинизм и разнузданное бесстыдство хваленого «свободного мира» сегодня очевидны для любого наблюдателя, сохранившего хоть малую толику нравственной чуткости».

Такое положение вещей вполне устраивало ельцинскую камарилью, а затем — и ее последователей, сосредоточивших в своих руках власть к концу 90-х годов.

 

Две культуры — два взгляда на мир

Одной из причин возникшего в стране хаоса стало навязывание России чуждых ей духовных стереотипов западной культуры, прежде всего американской. В данном случае речь идет не только о социально-классовых различиях двух типов мировоззрений — серьезно разнятся исторически сложившиеся культурные особенности России и Запада.

Сразу оговоримся: мы не противопоставляем равноправность и значимость двух великих культур мировой цивилизации. Но они не тождественны. Именно этот факт грубо игнорировали наши новоявленные западники в стремлении «сместить главный вектор истории России» в сторону Запада. Ничто не ново под луной! О таких людях выдающийся русский поэт Фёдор Тютчев писал еще в 1867 году:

Напрасный труд — нет,

их не вразумишь,—

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация — для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Не будем забывать: есть Запад людей труда, явивших миру Парижскую Коммуну и другие великие образцы революционной борьбы за социальную справедливость. Есть Запад невиданного полета человеческого духа, свершенного великими французскими просветителями, гениями немецкой классической философии, основоположниками научного коммунизма. Есть Запад великих открытий в науке и технике, наконец, вызывающий уважение Запад американской деловитости и научной организации труда.

Но есть и другой Запад — Запад, породивший империализм с его исчадием — фашизмом, Запад, развязавший две мировые войны и в наши дни не гнушающийся ради достижения своих целей насилием над другими народами, обагривший кровью суверенные территории Югославии, Ирака, Афганистана. Есть Запад, ввергнувший значительную часть населения Земли в пучину очередного масштабного кризиса, насаждающий рыночную «свободу» с психологией воинствующего индивидуализма, отравляющий мир «массовой культурой», главная цель которой — манипуляция сознанием и поступками людей.

Власть имущие в олигархически-бюрократической России предпочитают иметь дело именно с этим Западом, который помогает нашим доморощенным «демократам» ликвидировать главные отличительные особенности российской цивилизации, составлявшие ее силу во все времена,— коллективизм, верховенство духовного над материальным.

Природа российского коллективизма носит отнюдь не мистический характер. Нашему народу издревле приходилось осваивать землю, отвоевывать ее у леса, вести хозяйство в исключительно суровых природных условиях. Для этого требовались коллективные усилия и соответствующая форма жизнедеятельности — сельская община. А, кроме того, постоянные угрозы и нашествия извне убеждали людей, что защитить их сможет только мощное централизованное государство. В его создании были заинтересованы самые широкие массы, люди многих национальностей, объединившиеся в конечном счете вокруг русского народа. Закономерным результатом воплощения в жизнь идей Великого Октября явилось образование СССР — принципиально нового, не имевшего аналогов многонационального государства. Необходимо заметить, что без восстановления добровольного союза братских народов, входивших в состав СССР, прежде всего России, Белоруссии, Украины, Казахстана, сегодня нельзя даже говорить о каких-то серьезных перспективах их развития. В возрождении нового Союзного государства — наша общая надежда на лучшее будущее.

Крестьянская община с ее подлинно демократическими принципами самоуправления фактически явилась прародительницей Советов. А коллективизм, ставший в России образом жизни, духовным явлением, послужил для большевистской партии естественно-исторической предпосылкой перехода к социалистическому переустройству страны. «Русский прорыв» — так оценивал Сталин Октябрьскую революцию, подчеркивая этим национальные особенности, которые она в себе заключала.

Важно отметить, что сохранение норм и принципов общинной жизни на селе послужило позднее важной основой осуществления коллективизации. Как утверждают многие исследователи, именно там, где они не утратили своей роли в жизни людей, создание колхозов и совхозов, как правило, получало поддержку населения. И наоборот: там, где укоренились индивидуальные формы хозяйствования, особенно широко распространившиеся в России в результате столыпинских реформ, социалистические преобразования на селе местные жители нередко встречали проявлениями недовольства и даже сопротивления.

Существует заблуждение, что у нынешней власти нет культурной политики. Но она есть, причем направлена на ломку нашей духовной традиции, на переустройство привычного для нашего народа способа существования на новый лад: по образу и подобию западной цивилизации. Фактически поддерживается направленная против России агрессия так называемого культурно-информационного империализма, цель которого, по емкому выражению одного из известных французских деятелей культуры Ж. Тибо, — «колонизация души». Тибо, в частности, решительно выступал против полной американизации системы массовых коммуникаций Франции, которая произошла в 80-е годы, против засилья американской продукции на кинорынке, справедливо полагая, что это оказывает разрушающее воздействие на национальную культуру страны.

Сейчас мы видим, с каким рвением внедряются в нашем обществе стандарты американской буржуазной массовой культуры. Культурный ширпотреб давит на сознание людей, уподобляет многих из них необразованным Иванам, не помнящим родства своего. Но не только в этом заключается духовный смысл глобализации по-американски. Ее нашествие на Россию имеет свою «специфику», свою классовую окраску.

Явление, о котором пойдет речь, было очень точно подмечено нашим выдающимся писателем М.А. Шолоховым. В своем письме Л.И. Брежневу от 14 марта 1978 года, в котором речь шла о защите русской национальной культуры, он обращал внимание на следующее: «Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому».

Вот в этой особенности, в противопоставлении русского социалистическому, и кроются истоки антисоветизма и антикоммунизма. Антисоветизм, замешенный на русофобии, позволяет получить гремучую смесь, способную окончательно подорвать расшатанный фундамент российской государственности. Нетрудно заметить, что именно эту цель преследуют либерально-буржуазные круги, грубо искажающие драматические страницы нашей истории. Давно уже превысила число жертв политических репрессий тридцатых годов армия их «разоблачителей». Бесстыдно героизируются белогвардейские генералы, верой и правдой служившие Антанте, выступившие против своего народа и «прославившиеся» массовыми и же-стокими расправами с населением. Строится мостик к реабилитации власовцев: предателей Родины пытаются выставить жертвами «социальной неоднородности советского общества». Так что дело бывшего президента Украины Ющенко, восславившего бандеровцев, находит своих влиятельных последователей и в России.

При этом марионеточные СМИ, особенно телевидение, без устали поливают грязью священные символы героического прошлого советского народа. Особое отвращение вызывает то, что поводом для штамповки лживых фильмов и сериалов становятся памятные для людей даты. Не станет исключением и 65-я годовщина нашей Великой Победы. На сей раз этому знаменательному событию будут предшествовать «траурные мероприятия в связи с 70-й годовщиной расстрела польских офицеров в Катыни», для чего В. Путин пригласил в Катынь главу польского правительства.

Депутаты фракции КПРФ в Госдуме, считая недопустимым проведение подобных мероприятий, которые традиционно сопровождаются судилищами над органами НКВД и советскими руководителями, потребовали незамедлительного пересмотра Катынского дела. У нас есть все основания полагать, что с конца восьмидесятых годов прошлого столетия и до сих пор трактовка событий в Катыни, подрывающая авторитет и СССР, и России, основывается на лживых утверждениях геббельсовской пропаганды и «документальных» фальшивках, сфабрикованных врагами нашей страны.

Катынское дело в его нынешней официальной, поддержанной Кремлем версии, без учета аргументированной позиции целого ряда профессиональных исследователей дополняет многотомные «труды» постыдных измышлений русофобов о причинах, характере и результатах Второй мировой войны, извращающих выдающуюся роль Сталина. Всё это с приснопамятных горбачёвских времен сопровождается фарисейскими покаяниями высокопоставленных правительственных чиновников перед их западными друзьями, унижающими честь и достоинство нашего народа.

Можно привести и целый ряд других примеров, подтверждающих, что нынешний казённый патриотизм, о котором любят рассуждать кремлевские сидельцы, ничего общего не имеет с великим чувством бескорыстной любви к Родине, которое всегда цементировало слагаемые мощи и независимости Российского государства, с тем настоящим патриотизмом, который всегда был главной составляющей русской духовности, национальной идеи.

В последние дни немало шума поднято в связи с провалом российских спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере. Называется много причин, но тщательно обходятся молчанием две — самые главные. Первая: за двадцать лет в стране полностью развалены массовый спорт и физическая культура, разрушена база подготовки мастеров для спорта высоких достижений. Основа этой работы — детско-юношеский спорт представляет собой в основном едва сохранившиеся жалкие осколки былого величия. Многие молодые люди всё больше рассматривают профессиональный спорт лишь как средство больших заработков. С этим связана и вторая, не менее важная причина нашего краха в Канаде: для многих спортсменов честь страны больше не является стимулом в борьбе за высокие результаты. Не случайно после Ванкувера стала «крылатой» фраза, произнесенная после неудачных выступлений одной из наших молодых спортсменок: «Мы никому ничего не должны!»

Видно, долг перед Родиной — понятие для молодого поколения уже слишком отвлеченное. Не поможет воспитать его и современная армейская символика — опереточные знамена, новые ордена, стилизованные под царские награды, и прочая военная атрибутика, больше носящая декоративный характер. Впрочем, лучше, чем об этом написал поэт Виктор Верстаков, обращаясь к нынешним господам офицерам, пожалуй, не скажешь:

Как служится вам, господа

в кокардах с орлами двуглавыми?

Не снится ли ночью Звезда,

сверкавшая отчею славою?

А этот трехцветный флажок,

нашитый на западном кителе,

вам душу еще не прожег,

октябрьских событий воители?

И вас награждают не зря

крестами на грудь и на кладбище

кремлевские ваши друзья,

нерусские ваши товарищи.

Но вам не дадут за труды,

какого б вы ни были звания,

ни ордена Красной Звезды,

ни ордена Красного Знамени.

Попытки действующей власти представить советский строй как тупик в тысячелетней истории России, а себя — восприемниками Российского государства обречены на провал. Нынешний антикоммунизм, засоряя сознание людей, поддавшихся информационной агрессии, всё чаще дает обратный эффект, вызывает массовое возмущение.

Напрасно власть рассчитывает, что коммунисты когда-нибудь потеряют поддержку народа и станут безучастными наблюдателями поощряемого вандализма по отношению к памятникам В.И. Ленина, регулярных выпадов против Мавзолея, попыток избавиться от пантеона выдающихся полководцев и других крупных деятелей Советского государства, захороненных на Красной площади. Гробокопательство и глумление над страницами прошлого свидетельствуют о том, что все действия, направленные на то, чтобы замести следы подлинной истории, носят хорошо осознанный и долговременный характер.

Но у нас есть силы, способные противостоять этому. КПРФ живет, пополняет и укрепляет свои ряды. В прошлом году в ознаменование 130-й годовщины со дня рождения И.В. Сталина партия успешно провела Сталинский прием в свои ряды. А 140-ю годовщину со дня рождения В.И. Ленина мы встречаем массовым Ленинским призывом в партию. Чем больше заходят в тупик бесконечные и бесплодные «реформы» нынешнего правительства, тем очевиднее для большинства людей непреходящее значение для страны деятельности двух великих вождей трудового народа, тем больше у нас сторонников в массах трудящихся и молодежи.

 

Невежество правит бал

Академик В.А. Легасов, анализировавший на месте причины и последствия взрыва на Чернобыльской АЭС, в докладе руководству страны выделил главное обстоятельство, которое привело к трагедии. По его мнению, оно заключалось в том, что те, кто эксплуатировал станцию, опирались в своих решениях и поступках не на Толстого и Достоевского, а на таких же технократов, как они сами. Их нравственно-культурный уровень не соответствовал сложности управляемого объекта.

Нетрудно проследить тот же самый характер причинно-следственных связей, которые отличают все техногенные катастрофы и крупнейшие чрезвычайные происшествия последнего времени: трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, подрыв «Невского экспресса», взрывы на военных складах в Ульяновске, пожар в Перми. И каждый из этих трагических случаев может служить горькой иллюстрацией к словам академика Легасова.

К примеру, знали же люди, обеспечивавшие безопасность работы Саяно-Шушенской ГЭС, что были уже серьезные звонки: в 2000 году почти полностью отключалась Дальневосточная энергосистема, а в мае 2005 года взорвалась Чагинская подстанция в Москве. Тогда, после аварии в столице, коммунисты предлагали Путину в срочном порядке собрать закрытое заседание Совбеза и сделать соответствующие выводы. Но вместо этого через Думу насильственно продавили закон, связанный с расчленением Единой энергосистемы страны. И мы продолжили пожинать горькие плоды этого бездарного и преступного решения. В тяжелое положение, кроме Саяно-Шушенской ГЭС, попало большинство, восемь из десяти, гидроэлектростанций страны. На Иркутской ГЭС износ оборудования составляет 77 процентов, на Братской — 50 процентов, в полуаварийном состоянии находятся почти все шлюзы Волжского гидроэнергетического каскада.

Можно еще как-то понять, почему люди, эксплуатирующие эти сооружения, ставят во главу угла не безопасность, а прибыль — стремятся выжать максимальные доходы, необходимые для покупки яхт, заморских особняков и обновления личных гаражей. Но чем можно объяснить нравственную глухоту правительства и законодателей? Ведь в лучшем случае мы слышим от них лишь невразумительный лепет о наличии чисто технических проблем, находящихся в компетенции инженерно-технических служб и ничего общего не имеющих с государственными и народными интересами.

Но едва речь заходит о реальной поддержке жизненно важных для страны отраслей, мы вновь и вновь наблюдаем распределение средств государственного бюджета по остаточному принципу. Это касается и промышленности, и сельского хозяйства, и социальной сферы, и, конечно же, животрепещущих проблем науки, образования и культуры. Основные же финансовые потоки по-прежнему утекают на поддержку банкиров, биржевые спекуляции, инвестирование западных проектов.

Стоит ли объяснять, что направление главного вектора в политике — вопрос нравственный. И оно во многом определяется степенью духовной зрелости, культуры и кругозора государственных мужей, стоящих у власти. Но о какой нравственности можно говорить, когда, например, депутат Государственной думы от «Единой России» при обсуждении насущных проблем Сибири и Крайнего Севера совершенно серьезно предлагает населению этих регионов… дожидаться всемирного потепления?

Впрочем, министр финансов А. Кудрин, ставящий бесконечные эксперименты по влиянию монетаристских концепций на экономику России, приход обещанного стране благополучия откладывает вообще на неопределенные сроки. Судя по всему, глобальное потепление начнется всё же раньше.

Иных результатов от «эффективных менеджеров» правительства ждать не приходится. Ведь первые лица государства, определяющие кадровую политику, считают себя продолжателями дела «последовательного демократа и одного из ярких людей» — известного дельца от политики и родоначальника питерского клана вершителей судеб страны А. Собчака. Того самого, кто надолго отметился в памяти людей тем, что лишил город на Неве имени Ленина и оставил наследницу, возглавляющую сейчас известный телевизионный «бордель» под названием «Дом-2».

А. Чубайсу, организатору двух крупнейших преступных акций против народа — грандиозного мошенничества с ваучерами и разрушения Единой энергосистемы,— доверено возглавить работу по развитию в стране нанотехнологий. Это просто издевательство над здравым смыслом, над миллионами людей, пострадавших от его деятельности. Опять пустили «козла в огород».

М. Зурабов, проваливший всё, что было возможно, на посту министра здравоохранения и социального развития, в том числе — пенсионную реформу и лекарственное обеспечение населения, теперь, надо думать, будет налаживать пошатнувшиеся отношения между двумя великими народами в качестве посла на Украине.

Все эти люди отличаются крайне низкой политической культурой, поскольку они давно предали забвению такое главное качество политика, как ответственность перед народом за порученное дело. И при этом всех их относят к числу неприкосновенных. Какие бы тяжелейшие последствия ни имели их деяния, кудрины, чубайсы, кириенки, сердюковы, зурабовы и им подобные остаются влиятельными членами правящей группировки и продолжают творить свои неблаговидные, погромные дела.

Иногда возникает вопрос: делают ли эти люди всё сознательно, или не ведают, что творят, так как не обременены чувством гражданской ответственности?

Чем еще, например, можно объяснить шаги министра образования и науки А. Фурсенко, уверенно занимающего в рейтинге российских министров, составленном ВЦИОМ в феврале 2009 года, последнее место? Журналисты окрестили его деятельность «ликвидацией грамотности в России». Достойно продолжает он дело «демократов-рыночников», усилиями которых за последние 17 лет количество школ в стране сократилось на 12 с лишним тысяч, а число детей и подростков школьного возраста, не умеющих читать и писать, достигло двух миллионов человек.

Система народного образования, прежде считавшаяся одной из лучших в мире, режется «по живому». Несмотря на массовые протесты педагогов и общественности против введения ЕГЭ, экзамены старшеклассников пытаются окончательно превратить в «угадайку». Большинство ректоров российских вузов единодушно в своем мнении: за 2—3 последних года навязывания ЕГЭ резко понизился уровень знаний выпускников школ. Причем по их результатам в прошлом учебном году Москва оказалась лишь на 11-м месте, пропустив вперед целый ряд субъектов РФ. Далеко за пределами лидирующей десятки оказался и Санкт-Петербург.

«Инновация» ЕГЭ — это целая армия безграмотных «отличников». По результатам контрольного диктанта на журфаке МГУ, из 229 писавших его первокурсников лишь 18 процентов допустили меньше восьми ошибок на страницу текста. Остальные 82 процента, включая 15 «стобалльников» ЕГЭ, сделали ошибок значительно больше. И вчерашних школьников даже нельзя винить в этом: на протяжении двух последних школьных лет они практически не занимались нормальным русским языком, а лишь механически вставляли буквы в предложенные тексты. Однако заметим: в данном случае речь идет о будущих «тружениках пера», которые понесут печатное слово в массы.

Вокруг проблем основного языка населения страны в последнее время, как известно, поломано немало копий. Но никто пока не ответил на вопрос: почему русский язык стал таким беззащитным и беспомощным и что нужно сделать, чтобы он смог противостоять направленной против него агрессии? Для меня совершенно ясно, что никакие охранительные барьеры и правила здесь не помогут. Живой язык нуждается в том, чтобы его знали, разговаривали и писали на нем. Это возможно только в том случае, если любовь к книге будет прививаться детям с самого раннего возраста и потребность в чтении вернется к людям.

Но, увы, мы больше не являемся самой читающей в мире нацией. Российский обыватель в большинстве своем читает только «остросюжетную литературу», производство которой наряду с бесконечными телесериалами поставлено на поток, с утра до вечера внимает чужой музыке и непонятным ему песнопениям, общается в Интернете на чудовищной языковой смеси, именуемой на сленге блог-геров «албанским языком». В России исчезает великая традиция гражданской литературы, настоящие писатели живут впроголодь, а в чести те, кто штампует на потребу рынка дешевые поделки в блестящих обложках. На передний план выходят примитивизм и аморальность, заполняя эфир, киноэкраны, газеты, телевидение и театр.

Статистика удручает: сейчас 35 процентов населения не читают книг вообще, почти половина делает это лишь от случая к случаю, и только каждый пятый обращается к книге регулярно. Анализируя цифры, характеризующие изменения в читательской аудитории России за период с 1996 года до наших дней, академик С.П. Капица заявил буквально следующее:

«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить».

Кругозор многих школьников сужен до размеров монитора мобильного телефона. Значительная часть из них убеждена, что Солнце вращается вокруг Земли, не знает, кто такой Гагарин, и считает, что первыми космический полет осуществили американцы. На чем же будут основываться их любовь к Родине, гордость за свою страну? Может быть, на том, что Абрамович, не построивший в стране на свои миллиарды ни одного предприятия, имеет самую длинную в мире яхту и вдобавок владеет одним из самых популярных в Европе футбольных клубов?

А ведь многие из нынешних российских «реформаторов» системы народного образования убеждены, что мы еще слишком много даем «ненужных», «обременительных» знаний тем, кто собирается стать шофером, строителем или инженером. Зачем тратить на образование этих людей лишние деньги, зачем их учить 11 лет, зачем им знать предметы гуманитарного цикла, зачем им история с литературой, зачем им Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Шолохов? Такое их благодетелям-работодателям совершенно не надо. Для извлечения максимальной прибыли им вполне достаточно иметь работников, овладевших штампами типовых решений.

Эта идея просматривается не только в новшествах, внедряемых в школе, но и в двухступенчатой Болонской системе высшего образования. К мнению российских специалистов, пытающихся разъяснить общественности всю губительность такого подхода к образованию, министр Фурсенко не прислушивается. Обратимся поэтому за примерами к опыту Запада.

По сообщениям западной прессы, преподаватели Санкт-Галленского университета (Швейцария), считающегося одним из лучших в мире, не скрывают, что стандартизация учебы в соответствии с нормами Болонской системы отрицательно сказалась на образовательном процессе и в первую очередь ударила по гуманитарным отделениям.

По мнению профессора Люблянского университета Растко Мочника, всемирно известного социолога, литературоведа и политического деятеля, Болонский процесс есть не что иное, как приватизация высшего образования, которая не только приводит к снижению качества преподавания, но и ставит непреодолимые преграды перед большинством населения, мечтающим его получить.

Образование, которое дает бакалавриат по сокращенной, четырехгодичной системе, повсеместно расценивается как неполное высшее. При этом высока вероятность того, что магистрат, ориентированный на подготовку научных кадров, постепенно станет только платным. Россия уже вплотную подошла к этому. Посудите сами: у нас уже 2 миллиона 800 тысяч студентов, или семь из десяти, платят за образование, а 800 тысяч не имеют возможности оплачивать свою дальнейшую учебу. И кто поверит, что эти цифры сократятся? По существу, бесплатное обучение в наших вузах почти ликвидировано. К слову сказать, в Германии за девять из десяти, а во Франции за восемь из десяти студентов платит государство.

При таком положении вещей вряд ли у кого-нибудь вызывает удивление нынешний глубокий кризис науки. Она не может находиться на уровне современных требований, питаясь лишь объедками с барского стола. Критики Советского Союза не устают причитать по поводу двух пароходов с антисоветски настроенной интеллигенцией, покинувшей Россию в начале 20-х годов. Но почему-то умалчивают, что при новой власти ученые и высококвалифицированные специалисты покидают страну ежедневно, только чаще не пароходами, а поездами и самолетами. Таких насчитывается уже 800 тысяч, и большинство из них не вернется на Родину. Они будут продавать свой талант другим государствам, а в случае чего, и служить им в ущерб интересам России.

Они не вернутся не только потому, что дома за свой труд будут получать слишком скромную зарплату. Их пугает сложившийся в обществе морально-психологический климат, при котором крайне низок престиж высокоинтеллектуального труда. В России и встречают, и провожают теперь только по одёжке. Невежество шагает по стране уверенной поступью.

 

Из тупика

Несмотря на нравственную деградацию общества, российские руководители продолжают твердить о духовном единстве народа и об объединяющих его моральных ценностях, о наличии «общей системы нравственных ориентиров».

На самом же деле в обществе всё меньше остается того, что объединяет людей. О каком духовном единстве может идти речь в стране, где разрыв между богатыми и бедными людьми достиг невероятных, невиданных в мире размеров, где богачи демонстративно купаются в роскоши на глазах у тех, кто прозябает в нужде и нищете. А ведь даже по официальной статистике, за чертой бедности проживают сейчас 40 процентов населения.

Вызывает большое сомнение, что миллионы простых тружеников испытывают чувство солидарности с прожорливой армией чиновничества, погрязшего в коррупции вместо того, чтобы решать жизненные проблемы народа. А ведь коррупция — это социальная болезнь, являющаяся прямым следствием дефицита гражданского сознания и отсутствия духовности. И нет против нее иммунитета, поскольку она поражает людей, безвозвратно утративших совесть. Масштабы этого заболевания настолько велики, что многие относят его к одной из самых острых проблем национальной безопасности России. Международная организация «Трансперенси Интернэшнл» оценивает рынок российской коррупции в 300 миллиардов долларов.

Думается, что обуздать коррупцию не способны ни жесткие меры административного воздействия, ни уголовная ответственность, ни контроль над доходами чиновников. Наивно думать, что общество, в котором личное обогащение стало для людей смыслом жизни и мерилом успеха, а государственные интересы подчинены личным целям, способно оградить себя от взяточников, казнокрадов и вымогателей. Это общество уже само по себе является одним из главных препятствий на пути развития России. Либерально-буржуазные ценности, которые в нем исповедуются, безнадежно обветшали и не могут сплотить и вдохновить нацию на решение стоящих перед ней острейших проблем.

Только смена общественных отношений, возрождение в стране твердых нравственных устоев способны кардинально изменить положение вещей. Только решительная смена государственного курса способна поднять людей на борьбу с тяжелыми социальными недугами, нацелить их на преодоление безнадежного отставания страны в области экономики, науки и образования.

Рецепты, которые судорожно, один за другим, предлагаются нашим правительством в качестве заплаток, не работают. Никто не хочет прислушаться к мнению ведущих мировых экспертов, ученых, в том числе нобелевских лауреатов, заявляющих, что старая модель капитализма «почила в бозе» и ее исправить невозможно.

Финансово-экономический кризис, который сейчас переживает мир,— это в первую очередь духовный кризис капиталистической системы. Вылечить это смертельно опасное заболевание современной цивилизации способен только социализм.

Социализм — это реальный выход из тупика, из ловушки, в которую угодил мир.

Только социализм может служить духовной опорой продвижения общества по пути прогресса, что еще раз подтверждает опыт таких стран, как Китай и Вьетнам, добивающихся сейчас, несмотря на кризис, впечатляющих результатов в своем социально-экономическом развитии.

Социализм обеспечивает морально-политическое единство народа, социальное равенство и справедливость. При нем достигается полная гармонизация интересов личности и общества, создаются условия для всестороннего развития личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В недавно принятом Обращении ЦК КПРФ к гражданам страны «Путь России — вперёд, к социализму!» коммунисты сформулировали свою простую и понятную всем программу возрождения России.

Мы думаем, что предстоящий в начале апреля пленум ЦК КПРФ по проблемам социалистической модернизации значительно обогатит ее и дополнит. Ведь в подготовке пленума принимают участие крупнейшие отечественные ученые и специалисты в области экономики, науки, образования, управления.

Говоря об этом, надо еще раз подчеркнуть, что ключевым пунктом всех наших требований было и остается возвращение в собственность общества природных богатств России и стратегических отраслей экономики: электроэнергетики, транспорта, военно-промышленного комплекса, нефтяных и газовых месторождений, заводов и шахт. Мы намерены сделать граждан России реальными собственниками этих богатств.

Если взять стоимость всех российских ресурсов и разделить на число жителей, то на каждого придется природных богатств на сумму 160 тысяч долларов. Но наше общенациональное достояние поделено между пятнадцатью олигархическими кланами, которые, по сути, не имеют ничего общего с Россией, с русским духом, с нашей культурой, являются сторонниками американского глобализма и проводниками его идей. И вреда от них больше, чем от всех иноземных нашествий прошлого.

Все преобразования будут немыслимы, если мы не обеспечим высококвалифицированными кадрами все ведущие отрасли экономики и социальной сферы. Следует особо отметить, что в случае прихода к власти КПРФ немедленно прекратит разрушение лучшей в мире системы среднего и высшего образования. Любое образование должно быть бесплатным и доступным, сохранять свой светский и развивающий характер.

Важнейшим шагом на пути развития науки станет обеспечение ученых достойной заработной платой и всем необходимым для исследовательской деятельности. КПРФ будет стимулировать возвращение ученых на Родину, поддерживать существующие наукограды и создавать новые.

Коммунисты хорошо понимают, что возрождение России невозможно без обеспечения доступности культуры, прекращения ее коммерциализации. Мы обязаны защитить русскую цивилизацию — основу единства многонациональной России, национально-культурные и духовные традиции всех народов нашей страны. Наша партия первой поставила русскую тему в общенациональную повестку дня. Только КПРФ постоянно транслирует в общество ее ключевую идею: без русской духовности, без нашей национальной культуры, гуманизма, справедливости, без дружбы народов, без опоры на тысячелетние традиции мы не сможем выбраться из того омута, в котором пытаются утопить страну.

Вместе с патриотическими силами страны мы создадим условия для объективного изучения истории и культуры России, что послужит основой патриотического воспитания молодежи. Будет поставлен надежный заслон пропаганде пошлости и цинизма.

Предлагаемые меры — не очередной набор благих пожеланий. Это — программа реальных действий КПРФ, и мы верим, что наш талантливый народ поддержит усилия коммунистов, поможет прекратить дальнейшее разрушение и грабеж страны «рыночниками», начнет ее восстановление. Наши великие предки не для того веками создавали, развивали и защищали Россию, чтобы она пропала в руках кучки воров и взяточников.

Уникальность русской, российской цивилизации и истории, великие традиции борьбы за свободу, память о выдающихся достижениях советских времен помогут нам преодолеть хаос лихолетья и найти выход из нынешнего исторического тупика.

Все граждане, неравнодушные к судьбе России, широкие круги общественности, национально мыслящие и ответственные силы, подлинные патриоты откликнулись на призыв КПРФ объединиться ради спасения Отечества в Патриотический фронт. Только совместными усилиями мы сможем возродить нашу державу, в которой вновь утвердятся идеалы веры, правды, добра, справедливости.

Ее духовное обновление — залог новых побед и будущих успехов нашего великого народа!

 

 


В Долгопрудном коммунисты и жители города 7 ноября празднично отметили день Великой Октябрьской социалистической революции
Коммунисты Долгопрудного провели торжественные мероприятия, посвященные дню Великого Октября.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Домодедове

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда