В.И. Кашин: Жить в гармонии с природой

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 10 октября 2013 года на Второй международном форуме «Здоровье человека и экология-2013»)

(В.И.Кашин открыл Форум и был главным модератором (ведущим) Форума)

Рад приветствовать участников форума от лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Устойчивое развитие общества - главная цель XXI века

Текущее положение дел в сфере экологии всем известно, и тенденция, к сожалению, не меняется уже давно.

Конституция Российской Федерации провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Обеспечение благоприятных условий проживания человека, а именно возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, иметь доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, достойному труду – основная цель деятельности большинства стран мира.

Устойчивое развитие общества: именно так на конференции ООН, прошедшей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, 179 участвующих стран сформулировали свою цель. При этом подразумевается, что человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Несмотря на то, что это было более 20 лет назад, вопросы устойчивого развития не потеряли своей актуальности, что было подтверждено в июне 2012 года на конференции РИО+20.

Проблемы охраны здоровья человека и сохранения окружающей среды продолжают занимать центральное место, восприниматься как одно целое, поскольку объединены наибольшим количеством причинно-следственных связей.

Земле-кормилице – особое внимание

Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки, в том числе в агропромышленном комплексе, сохраняется.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

- дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий (сегодня заброшено более 41,5 млн. гектар пахотных и более 90 млн. гектар пастбищных угодий);

- уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1 - 3 тонн на гектар в год);

- усиление процессов эрозии и опустынивания (в той или иной мере опустыниванием охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров);

- загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

- увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.

В этой связи мы простоя обязаны обратить самое пристальное внимание и принять конкретные меры по возвращению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель сельхозназначения и, в первую очередь, пашни.

Ведь посмотрите что происходит: страна полностью утратила продовольственную безопасность. Мы исконно являлись страной с развитым агропромышленным комплексом, а в последние годы вынуждены импортировать продукты питания, причем зачастую сомнительного качества.

Пока эта ситуация еще обратима, но требуются экстренные меры.

Русский лес – национальное достояние и богатство

Далее. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

Расчеты по данным Организации по сельскому хозяйству и продовольствию ООН (FAO UN) показывают, что доля случаев лесных пожаров на территории Российской Федерации может достигать 27% от числа случаев пожаров в лесах мира. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Институциональные проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, значительно снижают роль лесов в улучшении качества жизни граждан.

Жить в благоприятных условиях – право каждого

Закономерно растут объемы образования отходов производства и потребления (+67,4% за 7 лет), а это воздействие на почвы, грунтовые воды и атмосферный воздух.

В этой связи нельзя не упомянуть о том, что сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок. В хранилищах и полигонах накоплено почти 100 млрд. тонн отходов. При этом перерабатывается лишь 45% образующихся отходов. В основном это отходы промышленности. Бытовые же отходы практически полностью (93%) размещаются на полигонах.

На протяжении многих лет количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является практически константой, а это оказывает как прямое воздействие на организм человека, так и опосредованное - по пути круговорота воды в природе.

Здесь больше всего страдает, конечно, городское население, а это по данным последней переписи более 105 миллионов наших граждан, которым приходится на себе ощущать еще и выбросы от автотранспорта. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает более 50% городского населения.

Также следует обратить внимание, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2011 году в России насчитывалось 119 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. При этом в 2012 году их стало уже 138.

Наиболее катастрофическая ситуация складывается в таких городах как Норильск (в 2011 году почти 2000 тыс. тонн выброшенных загрязняющих веществ), Новокузнецк (311,4 тыс. тонн), Магнитогорск (230,7 тыс. тонн), Красноярск (140,1 тыс. тонн), Братск (117,6 тыс. тонн).

При этом 10% всех выбросов от стационарных источников в России приходится на долю металлургического гиганта в Норильске. Таких выбросов диоксида серы, как в Норильске, нет нигде в мире.

Положительная динамика прослеживается лишь по объемам сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Но и тут не все гладко.

По оценкам ООН, из-за загрязнения водных объектов и отсутствия доступа населения к централизованным системам водоснабжения и канализации ежегодно в мире от кишечных заболеваний умирает 2,2 млн. человек, более 50% больничных мест в мире заняты пациентами, страдающими болезнями, вызванными употреблением некачественной питьевой воды.

В нашей стране ситуация с водообеспечением в первом приближении достаточно благополучная. В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако особенностью использования водных запасов страны является их нерациональная эксплуатация, тотальное загрязнение водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого водоснабжения.

В результате, по данным Роспотребнадзора, более половины населения страны вынуждено использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормативам; почти треть граждан получает воду от источников водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно - бытовых условий проживания.

Некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду потребляет население в республиках Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Карачаево-Черкессия, в Приморском крае, в Архангельской, Курганской, Саратовской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах.

"Цена" экологического неблагополучия, по данным медицинской статистики, составляет 350 тысяч человеческих смертей в год. Это более трети из общего числа ушедших из жизни за год россиян. В материальном отношении ежегодный ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по Российской Федерации оценивается почти в 34 млрд. рублей.

По прогнозам ученых, при развитии такой тенденции и падающей численности населения уже через 20 лет страна может вплотную столкнуться с проблемой обеспечения национальной безопасности и сохранения территориальной целостности государства. Весьма вероятно снижение коэффициента интеллектуального развития детей по причине физико-химического загрязнения территорий, в котором некачественная вода имеет определяющее значение.

Таким образом, в настоящее время ситуация в области обеспечения населения чистой водой достигла критического уровня и представляет реальную угрозу для развития национальной экономики и общества.

Социальные и демографические последствия экологического ГУЛАГа

Учитывая сказанное призываю всех сегодня взглянуть на охрану окружающей среды, как на один из ключевых механизмов обеспечения достойного уровня жизни, предупреждения заболеваемости и повышения здоровья населения.

По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, неблагоприятные факторы окружающей среды являются причиной 13 миллионов смертей в мире ежегодно. При этом прослеживается четкая количественная связь экологических факторов с уровнем заболеваемости населения.

Так, 19% всех онкологических заболеваний, 1/3 всех заболеваний детей в возрасте до 5 лет, усугубление сердечно-сосудистых и легочных заболеваний – лишь начало длинного списка последствий, в том числе, загрязнения окружающей среды. При этом нельзя не учитывать того, что бóльшая часть негативных свойств изменяющейся вследствие антропогенного воздействия окружающей среды еще не изучена.

Подтверждают эти данные сведению о заболеваемости и смертности в городах Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения.

В Норильске онкологические заболевания развиваются у жителей в 2 раза чаще, чем в среднем по России. Продолжительность жизни на 10 лет меньше.

Между тем, в мировой практике существуют примеры ответственного подхода к вопросам влияния экологии на здоровье населения. При этом налицо и экономический эффект.

Так, отказ в большинстве стран мира от применения в составе бензинов соединений свинца сэкономил мировой экономике (по данным ЮНЕП) примерно 2,45 триллиона долларов в год или 4% глобального ВВП в виде снижения рисков для здоровья населения и преждевременной смертности.

Если посмотреть статистику по основным демографическим показателям, то очевидно прослеживается положительная динамика. В 2012 году, по данным Росстата, впервые за много лет разница между количеством «ушедших» наших с Вами сограждан и родившихся практически отсутствует.

Но это только верхушка айсберга.

Принимая во внимание роль «майских» указов Президента Российской Федерации в формировании повестки сегодняшнего мероприятия, заострю внимание на следующем.

Предлагаю взглянуть на статистику по количеству умерших от болезней системы кровообращения, а также по количеству выявленных заболеваний системы кровообращения. Смертность по названной причине в период с 2000 по 2011 годы снизилась на 12,6%, но заболеваемость выросла больше чем в 1,5 раза (на 53,2%).

Далее – статистика по количеству умерших от новообразований, а также по количеству выявленных соответствующих заболеваний. Смертность неравномерно, но снизилась на 1,8%. При этом количество выявленных заболеваний выросло на треть (29,4%).

Теперь цифры по количеству умерших от заболеваний органов дыхания и по количеству выявленных заболеваний. Смертность снизилась на 27,3%, но заболеваемость увеличилась на 5%.

Я акцентирую внимание именно на данных аспектах, поскольку влияние факторов окружающей среды на сердечно-сосудистую систему человека, органы дыхания, а также на вероятность возникновения онкологических заболеваний крайне высоко.

Далее прошу обратить внимание на следующее.

По данным Всемирной организации здравоохранения наиболее чувствительной к неблагоприятным факторам окружающей среды группой населения являются женщины в период беременности и дети в возрасте до 5 лет.

Взгляните на статистику по младенческой смертности. В период с 2000 по 2011 год произошло снижение на 31,7%. Но за аналогичный период значительно возросло количество случаев осложнений беременности и родов, а также выявленных врожденных аномалий – на 35 и 41,5 процент соответственно.

Все эти цифры говорят о том, что в настоящее время ведется борьба с последствиями, но не с причинами. Людей как-то лечат, но не предотвращают заболевания.

Представленная статистика поверхностна и не показывает действительную глубину проблемы. Тем не менее, очевидно, что без принятия кардинальных мер превентивного характера, в скором времени мы получим серьезные проблемы.

Охрана окружающей среды – задача общая

Потенциал эффективности влиянии природоохранных мер на здоровье человека крайне велик. Цена промедления с каждым годом лишь увеличивается, приближаясь к точке «не возврата», когда любые усилия станут бесполезными.

Вот почему мы настойчиво требуем выделения и эффективного использования средств на экологические мероприятия. Нельзя также допустить сокращения бюджетного финансирования на здравоохранение.

Кроме того, мы считаем недопустимым секвестирование средств по госпрограммам и федеральным целевым программам, связанным с охраной окружающей среды и с развитием отдельных отраслей в области природопользования, а именно: «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, «Развитие рыбохозяйственного комплекса», ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».

В рамках перечисленных программ осуществляется финансирование важнейших природоохранных мероприятий, в том числе: сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; охрана, защита и воспроизводство лесов, борьба с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, лесоразведение.

Возьмем для примера сокращение финансирования по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», которое по отдельным направлениям составляет от 5 до 100%!

В результате, это не позволит создать и ввести в эксплуатацию в 2014-2016 годах около 200 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод - около 300 км водоограждающих дамб и берегоукреплений, так необходимых в ряде регионов нашей страны, особенно в свете произошедших в этом году в Дальневосточном федеральном округе наводнений.

А что уж говорить о включении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области водных и лесных отношений в «единую субвенцию». Такое решение представляется поспешным, необдуманным и крайне рискованным с точки зрения возможных негативных последствий.

В условиях отсутствия «окрашенности» этих средств мы можем столкнуться с ситуацией, когда финансирование необходимых мероприятий в рамках соответствующих полномочий будет осуществляться регионами по остаточному принципу.

И тогда уже катастрофические лесные пожары, нашествие вредителей леса и окончательная деградация водных и лесных экосистем станут нормой нашей жизни.

Мы считаем, что в стране, где более 70% доходов федерального бюджета формируется за счет использования природных ресурсов, никакие аргументы не могут оправдать сокращение государственного финансирования их воспроизводства.

В течение шестого созыва Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии было подготовлено к принятию 15 федеральных законов, направленных, в том числе, на совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды в различных сферах экономической деятельности.

Особо отмечу следующие пять:

1. Федеральный закон от 14 июня 2012 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Закон устанавливает правовое регулирование в части определения порядка расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

2. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса

Законом обеспечивается безопасная утилизация отдельных видов колесных транспортных средств.

3. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон направлен на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Цель закона - совершенствование регулирования режима хозяйственного освоения территорий, подверженных затоплению и подтоплению.

5. Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Закон устанавливает особенности эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации. В том числе в части предупреждения розливов нефти.

Также Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии обращает Ваше внимание и приглашает к участию в обсуждении более 60-ти законодательных инициатив, над которыми в настоящее время ведется активная работа.

Многие из них должны стать важнейшими элементами системы государственных мер по обеспечению устойчивого развития, сочетающего как экономическую, так и экологическую эффективность.

Отмечу лишь несколько из них.

1. Проект федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

Отмечу, что одна из ключевых новелл данного законопроекта, а именно система нормирования на основе наилучших доступных технологий, сегодня проходит обсуждение в рамках расширенного заседания одной из секций Высшего экологического совета.

При этом законопроект серьезно реформирует систему экологических платежей и вводит долгожданные экономические стимулы для перехода на «чистые» производства.

2. Проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

Данная инициатива предусматривает комплексные изменения, в том числе направленные на стимулирование процессов вовлечения отходов во вторичное использование, снижение объемов их образования, оптимизацию распределения полномочий органов власти, рекультивацию нарушенных земель.

3. Проект федерального закона № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ни для кого не секрет, что особо охраняемые природные территории выполняют уникальную экологическую функцию. К их числу относятся, в том числе, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Необходимость совершенствования правового регулирования в данной сфере назрела уже давно и ни у кого не вызывает сомнений.

Законопроект предлагает комплексные изменения в законодательство об особо охраняемых природных территориях, направленные на развитие системы ООПТ и укрепление правового режима их особой охраны.

4. Проект федерального закона № 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта – повышение эффективности управления в области использования и охраны подземных вод.

По данным Росводресурсов, почти 600 городов в Российской Федерации, в том числе города федерального значения, используют для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения только поверхностные водные объекты. Слабо вовлечены в хозяйственный оборот месторождения пресных подземных вод как наиболее защищенные и надежные источники обеспечения питьевой водой высокого качества.

5. Проект федерального закона № 146539-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Законопроект предусматривает регулирование ответственности физических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

6. Проект федерального закона № 152892-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проектом предлагается совершенствование правового регулирования отношений в области обращения с отходами.

7. Проект федерального закона № 175151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природный территории».

Тем не менее, ни одна из инициатив не сможет быть реализована с должной степенью эффективности без консолидации усилий всех ветвей власти, научных кругов и общественности. Это наша общая цель.

Модернизация производства, внедрение наукоемких и экологически эффективных наилучших доступных технологий на сегодняшний день является жизненной необходимостью и не представляется возможной без надлежащего финансового обеспечения государственных программ, а также без формирования действенных механизмов государственно-частного партнерства.

Кроме того, важнейшее значение имеет повышение общего уровня правосознания и экологической культуры населения, который напрямую зависит от образованности нации в целом.

На наш взгляд, сегодня очень не хватает пропаганды экологической ответственности. В этой связи всестороннего одобрения и поддержки заслуживают деятельность государственных и общественных институтов в области экологического просвещения, развития волонтерского движения, проведения пропаганды экологически ответственного поведения среди подрастающего поколения.

Только системный подход в достижении поставленных целей позволит сохранить главную ценность – здоровье и жизни наших граждан, обеспечить каждому соблюдение неотчуждаемого конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Призываю участников второго международного форума «Здоровье человека и экология-2013» объединить усилия в достижении общей цели не только в рамках сегодняшнего мероприятия, но и вне этих стен.

Выражаю уверенность в плодотворности наших усилий.

Желаю всем плодотворной работы и правильных решений.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
130-й гуманитарный конвой от КПРФ для фронта и Победы
Королёвское городское отделение КПРФ, под руководством первого секретаря Светланы Петровой, собрали в Курскую область мирным жителям не только продукты питания, но и новую теплую осенне-зимнюю одежду.


Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов поздравил сотрудников полиции г.о. Домодедово с праздником
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов вручил сотрудникам УМВД награды регионального парламента.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Когда мозги встают на место

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов провел прием граждан в Коломне

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда