Будучи высшим исполнительным органом государства, правительство должно обеспечивать его целостность и защиту, охранять его экономическую и социальную структуры. Как же реализовывает свои основные функции правительство Медведева?
Логика нынешнего правительства довольно странная, живёт оно в каком-то своём мире. Принимает постановления, «реформирует», «оптимизирует». Потом во всеуслышание заявляет, что неудовлетворенно состоянием российской экономики, при этом обещает, что будет ещё хуже и советует людям быть готовыми бросать свои родные места и переезжать в поисках работы. Но даже намёк на свою ответственность за «неудовлетворительное» состояние дел отсутствует. Правительство совершенно точно знает ответ на вопрос «Кто виноват?», это, точно не оно. И совершенно точно знает ответ на другой извечный вопрос «Что делать?». Рисуя картины одна мрачнее другой – рецессия, стагнация, инфляция и пр., утверждая, что денег нет и не будет, предлагает сокращать социальные расходы, срочно проводить приватизацию, жёстко выполнять бюджетное правило и т.д., и т.п. Всё тот же набор рецептов, никаких новых идей. И если в набор привычных рецептов не укладываются указы президента, то тем хуже для президентских указов.
В конце прошлого года министр финансов заявил, что доля нефтегазовых доходов опять превысила долю ненефтегазовых, и что бюджет недополучит около 550 млрд. руб. ненефтегазовых доходов. Было бы странно, если бы ненефтегазовые доходы выросли, ведь правительство не разрабатывает и не вкладывает ресурсы в программу развития отечественного производства. По словам этого же министра за прошлый год Резервный фонд будет пополнен на 200 млрд. руб., хотя ожидалось, что по итогам года фонд пополняться не будет. И тут же он утверждает, что нести намеченный объём расходных обязательств невозможно. В итоге намеченные указами президента повышения заработной платы бюджетникам, появление новых рабочих мест, переселение из аварийного и ветхого жилья буквально саботируются правительством.
Одной из наиболее острых для россиян проблем, по данным социологических опросов, является рост тарифов ЖКХ. В последние годы газ ежегодно дорожает на 15%, электричество — на 10–12%%. В марте 2013 г. президент указал, что рост тарифов не должен превышать 6%. Реально же в 2013 г. тарифы на услуги ЖКХ росли, опережая инфляцию в 1,5 раза. Газоснабжение подорожало на 14,8%, электроснабжение — на 12,9%, отопление — на 10,9%, плата за горячее водоснабжение повысилась на 10,6%, за холодное — на 8%. Но это, оказывается не следствие действий правительства, удовлетворяющего аппетиты монополий, а следствие того, что тарифы поднимались не в январе, а в июле. Как сказал вице-премьер Козак, раз тарифы повысили в июле, то их ставки надо делить на два.
Оправдывая рост тарифов износом инфраструктуры, коммунальный сектор ещё ничего не сделал для изменения ситуации, несмотря на постоянно растущие затраты населения. Предложенное замораживание тарифов на три года могло бы заставить предприятия коммунального комплекса провести мероприятия по повышению внутренней эффективности их деятельности, т.к. они лишились бы возможности перекладывать на плечи потребителей расходы, вызванные собственной неэффективностью. Но тут же раздался дружный хор шантажистов, сидящих, в том числе и в правительстве. Тот же вице-премьер сказал, что ЖКХ нуждается в триллионах рублей и если не получит своих хотя бы 4% сверху, города замёрзнут. Правительство придумало индексировать тарифы, т.е. будет браться уровень инфляции предыдущего года с коэффициентом 0,7. По этим расчётам ожидается рост тарифов на 4,5–5,5%%. Реальность, как обычно, окажется более суровой, ведь по логике вице-премьера повышение будет не менее 9%.
Правительство приготовило населению ещё один «подарок» в виде социальных норм потребления электроэнергии. Как сказал премьер, все должны экономить, так мир устроен. Экономия, по версии правительства, должна выражаться в жёстком сокращении расходов государственного бюджета и семейных бюджетов россиян. Но она никак не отражается на потреблении корпораций и олигархов.
Вся суть экономической политики, проводимой правительством, сводится к простому бухгалтерскому подходу. В результате не предлагается никаких мер для стимулирования экономического роста, поддержки реального сектора, развития человеческого ресурса. О каком развитии можно говорить, если на прошедшем в январе Гайдаровском форуме неолибералы опять утверждали, что снижение процентных ставок – «контрпродуктивная мера, которая приведет вовсе не к ускорению экономического роста, а к дисбалансу и накоплению новых рисков в разных сегментах экономики». И это на фоне постоянно повторяемых мантр о необходимости привлечения инвестиций в экономику. Какое привлечение, если процентные ставки по кредитам составляют более 11%. Понятно же, что высокие кредиты тормозят инвестиционную активность.
Ну а рецепт экономического роста, как обычно, видится в приватизации. Вице-премьер Шувалов утверждает, что доля государства в экономике должна ещё сократиться и не превышать 25%. Правительство предлагало приватизировать 100% «Объединенной зерновой компании» уже к 2014 г., а к 2016 г. – «Роснефть», «РусГидро», «Зарубежнефть», «Совкомфлот», ВТБ, «Росагролизинг», Россельхозбанк. Вот уж действительно – неолиберализм в голове не лечится! Потребовалось вмешательство депутатов, президента, чтобы умерить правительственный приватизационный пыл.
Но остаётся вопрос, есть ли деньги у страны, которые нужны для экономического развития? По словам Е. Примакова, кроме Резервного фонда и Фонда национального благосостояния существуют крупные резервы, которые не используются главным образом из-за плохого администрирования. Например, уже набивший оскомину, вывод активов за рубеж. В 2013 г. через оффшоры или полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд. долл. это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд. долл. российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. Никакие меры для предотвращения подобного правительством не были предприняты.
Продолжается отток капитала из российской экономики, который за прошлый год составил 57 млрд. долл. И это своеобразная характеристика работы контролирующих органов, уровня коррупции в стране, качества борьбы с ней. Другими словами, это тоже характеристика работы правительства.
Известно, что основанием для сохранения государства является наличие собственной цели, отличной от частных и корпоративных целей, которые подчас радикально различны. И если главной целью независимого государства и его правительства является организация военных, социально-экономических, культурных условий безопасности и развития территорий и проживающих на них народов, то для корпораций главным является получение прибыли, а не народные интересы.
Вся деятельность нынешнего правительства – стремление из всего извлечь прибыль, отсутствие стратегических целей, потакание интересам корпораций, внедрение чуждых ценностей и разрушительных управленческих решений – убеждает нас в том, что оно не выражает интересы государства и граждан России. Деятельность правительства создаёт конкурентные преимущества для структур, разрушающих наши культурные традиции, социальную структуру, государство в целом, закрепляя его неоколониальную зависимость в качестве сырьевого придатка.
Именно поэтому КПРФ и все действительно патриотические силы России выступают за отставку неолиберального правительства, за формирование Правительства Народного доверия в интересах граждан страны.