Продолжая тему административной реформы, хочу отметить, что мероприятия по совершенствованию местного самоуправления, по укрупнению территорий не должны проводится спонтанно. Необходимо всестороннее рассмотрение проблемы, взвешивание всех «за» и «против», так как объединение должно быть частью мероприятий по стимулированию пространственного развития, инвестиционной привлекательности территорий и развития внутренних потребительских рынков. В основе должен быть принцип социально-экономической обоснованности, способствующий улучшению качества жизни именно жителей, а никак не бюрократическое удобство ради оптимизации структуры управления, основная цель которой сокращение аппарата чиновников, который, как показывает жизнь, при любых преобразованиях только увеличивается.
Муниципальное образование – сложный организм, за жизнеобеспечение которого отвечают, в том числе, и множество пронизывающих его инженерных сетей и коммуникаций. Зачастую разные муниципальные образования, используют одни и те же сети, что на этом уровне уже делает их одним целым организмом. Предлагаю выяснить плюсы и минусы объединения двух муниципальных образований для жителей этих территорий с точки зрения водоснабжения и водоотведения на примере города Серпухова и Серпуховского района.
В настоящее время, помимо жителей города, непосредственно от городской организации МУП «Водоканал-Сервис», получают качественную питьевую воду, прошедшую все технологические стадии (подъём, обеззараживание и транспортировку) жители деревень Серпуховского муниципального района Бутурлино, Борисово, Скрылья, Паниково, Нефёдово, Калиновские выселки, Шарапова Охота по тарифу 15,72 руб. за 1 куб.м. Так же МУП «Водоканал-Сервис» отпускает воду, прошедшую все технологические стадии и осуществляет транспортировку до сетей управляющих компаний в п. Большевик и п. Мирный по тарифу 15,72 руб. Для п. Оболенск МУП «Водоканал-Сервис» осуществляет только подъём воды по тарифу 3,89 руб. за 1 куб.м. Вместе с тем, жители Серпуховского района платят управляющим компаниям по усреднённому для всего района тарифу – 20,98 руб. за 1 куб.м, тогда как жители города за ту же услугу платят 15,72 руб. Водоотведение для жителей района обходится в 26,3 руб., а для жителей города – 10,34 руб. за 1 куб.м.
В случае объединения территорий города и района и наделения МУП «Водоканал-Сервис» статусом гарантирующей организации с установлением зоны её деятельности на город и район тариф на услуги водоснабжения и водоотведения будет для жителей района меньше, чем установлен в настоящее время.
Администрацией Серпуховского района было создано семь МУПов, оказывавших жилищно-коммунальные услуги населению на одних и тех же сетях по водоснабжению и водоотведению, принадлежавших на праве собственности Серпуховскому муниципальному району. Три из них (МП «Жилкомслужба», МУП «ЖКХ Пролетарское», МУП «Энергосервис») признаны судом банкротами и прекратили свою деятельность с общей задолженностью перед МУП «Водоканал-Сервис» более 18 миллионов рублей. В 2009 году признано банкротом МУП «Дирекция единого заказчика» с задолженностью более 19 миллионов рублей. В марте 2013 года проведён анализ финансового состояния ещё одного должника МУП «УК ЖКХ» (более 55 миллионов рублей) и сделано заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства. Вместе с тем, велика вероятность, что действующий МУП «РКЭУ», уставной фонд которого составляет 900 тыс.руб. (что в несколько раз меньше начислений за услуги МУП «Водоканал-Сервис» за один календарный месяц), также не сможет надлежащим образом выполнять свои обязательства перед кредиторами и обеспечивать оказание коммунальных услуг населению и прочим потребителям Серпуховского муниципального района.
Для повышения надёжности и качества предоставляемых услуг населению нужны не разрозненные мелкие компании, а мощные энергоснабжающие организации, имеющие необходимые материально-техническое и кадровое обеспечение.
В настоящее время долг управляющих компаний Серпуховского района перед МУП «Водоканал-Сервис» составляет более 100 миллионов, что не позволяет водоснабжающей организации планово развиваться. Задолженность за воду колоссальная и хочется выразить надежду, что открывая новые бассейны и сауны, например, как в парке развлечений «Дракино», власти района видят в них источник погашения, а не увеличения существующих задолженностей.
По сведениям МУП «Водоканал-Сервис», помимо промежуточного звена в качестве управляющих компаний, которое привело к большой задолженности и завышенным тарифам для потребителей района, ещё одной проблемой является и тот факт, что в результате строительства новых предприятий в районе растёт нагрузка на сети городского водоканала. Инвесторы и застройщики, осуществляющие строительство объектов на территории Серпуховского муниципального района не участвуют в финансировании мероприятий инвестиционных программ по развитию централизованного водоснабжения и водоотведения. То есть, по сути, предприятия района используют мощности городских сетей. А подчас содержание и ремонт этих сетей становится невозможным, так как продажа земель и строительство на них объектов осуществляется в нарушение всех норм и правил без учёта подземных коммуникаций. По сведениям МУП «Водоканал-Сервис» на сетях организации и в непосредственной недопустимой близости к ним находятся зачастую и коттеджи, что делает не только невозможным плановый ремонт, но и непосредственно угрожает жизни и повреждению имущества жителей района в случае аварии.
Вместе с тем, ещё в годы Советского Союза, когда рассматривалось комплексное освоение территорий с учётом перспективного развития Южного Подмосковья, стал строится водозаборный узел в д.Лужки. Были вложены средства, затрачен труд, однако в настоящее время это сооружение заброшено и дальнейшее строительство остановлено. А бесконтрольная распродажа земель района сделала реализацию проекта вообще невыполнимой. К сожалению, земля в районе рассматривается как товар, а не как ресурс для развития территорий. И решить эту проблему без объединения территорий и без вмешательства области сегодня невозможно.
Обеспечение города и района водой и водоотведение – это одна из межмуниципальных задач, таких же, как и теплоснабжение, энергообеспечение, ликвидация бытовых отходов, размещение и содержание кладбищ.
Во многом проблемы в конструктивном решении данных задач возникают не только из-за несовершенства существующего законодательства, отсутствия стратегии развития страны и области. Всё же основная проблема, наверно, в руководителях, которые относятся к доверенной им территории лишь как к источнику получения скорейшей сиюминутной выгоды, не задумываясь о перспективах и используя существующие пробелы в законах для удовлетворения личных амбиций.