26 марта в рамках семинаров, проводимых в городском округе Протвино для председателей Советов домов, по приглашению депутата Совета депутатов Сергея Константиновича Токарева состоялась встреча жителей города Протвино с депутатом Московской областной Думы Михаилом Павловичем Леонтьевым. Поводом стало разрешение вопросов, связанных с принятием закона Московской области от 01.07.2013 №66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области».
Напомним, что закон Московской области «о капитальном ремонте» (а вместе с ним и федеральное законодательство) обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предлагает им два пути формирования счетов на проведение капитального ремонта в их домах. Это областной Фонд капитального ремонта, гидроизоляции подвала и спецсчет, на котором накапливаются средства каждого отдельного дома. Если о необходимости отчисления средств на проведение капитальных ремонтов домов уже никто не спорит, то тема на какой счёт перечислять средства: региональному оператору или на спецсчет, ещё остаётся «за кадром» и вызывает, как можно было убедиться в ходе проведённой встречи, много вопросов.
В частности, так как в городе практически нет ТСЖ, жителей Протвино волновал вопрос: при каком способе управления домом можно открывать спецсчета?
- Спецсчета можно открывать не только при способе управления домом ТСЖ/ЖСК (жилищно-строительный кооператив), - отметил, отвечая на поставленный вопрос протвинцев М.П.Леонтьев, - но и при управлении домами управляющей организацией, и даже при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме (далее МКД). Если не понимать такую возможность, не верить в ее реализуемость, не предпринимать для этого необходимые шаги, то взносы за капремонт подавляющего числа МКД попадут в "общий котел" регионального оператора и будут перераспределяться им с одних домов на другие. При хроническом дефиците на всех уровнях бюджетных средств на финансирование капремонта МКД такая модель проектировалась и воплощена в России, в качестве доминирующей. Однако, на мой взгляд, ее следует потеснить.
Данная тема подробно рассмотрена в работе ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Д.П. Гордеева «Специальный счет можно открывать при любом способе управления многоквартирным домом» (опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №12 (74) 2013, http://ngk48.ru/news/_guid/11386414080).
Первой и самой главной нормой, которая дает ответ на вопрос о том, кто может быть владельцем спецсчета является статья 175 ЖК РФ «Специальный счет». В части второй этой статьи установлено, что «владельцем специального счета может быть:
1) ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
2) осуществляющие управление МКД жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
- Могут ли собственники помещений принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета?
- Да, могут в любом МКД, независимо от реализуемого в нем способа управления. Действительно, в случае, если правление ТСЖ или ЖСК и его председатель не пользуются у собственников помещений в доме полным и безоговорочным доверием, то собственники помещений на общем собрании могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Этому ничего не мешает. Ведь открытие специального счета только ТСЖ или ЖСК не предписывается (статья 175 ЖК РФ). Причём в ЖК РФ отсутствуют какие-либо условия, ограничивающие возможность выбора собственниками помещений в МКД регионального оператора в качестве владельца спецсчета.
Данный вывод подтверждается пунктом 2 части 1 статьи 180 «Функции регионального оператора». Согласно этой норме, функциями регионального оператора являются: «открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
То есть, при направлении региональному оператору представителем дома (например, председателем совета МКД) протокола общего собрания собственников помещений, в котором содержится принятое законно решение о выборе регионального оператора, в качестве владельца специального счета, региональный оператор обязан открыть такой счет. Необходимо обратить внимание на то, что в этой норме также нет никакой оговорки, что это возможно только при способе управления ТСЖ/ЖСК, как это иногда преподносят.
При этом статус регионального оператора в отношении спецсчета точно такой же, как статус ТСЖ или ЖСК. Никакого риска в открытии специального счета региональным оператором нет. Суммы взносов бессрочно будут накапливаться на спецсчете, если только собственники (не владелец!) примут решение о замене банка, в котором открыт спецсчет. На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета ТСЖ/ЖСК или регионального оператора. В случае признания владельца спецсчета банкротом денежные средства, находящиеся на спецсчете, не включаются в конкурсную массу. Единственно, с такого счета могут быть списаны средства, связанные с обязательствами собственников помещений в МКД, вытекающими из отношений по капремонту многоквартирных домов. Это представляется справедливым.
При этом необходимо объяснять, что государственная и муниципальная помощь, если она будет, то должна предоставляться при обеих моделях на одинаковых условиях. Это прямое требование ч. 2 ст. 191 ЖК РФ.
Если средства взносов, перечисляемые на простой расчетный счет регионального оператора, попадают в его собственность, то средства взносов, перечисленные на спецсчет (не важно, кто его открыл и является владельцем счета - ТСЖ/ЖСК или региональный оператор) являются общей долевой собственностью всех собственников помещений и не направляются в «общий котел». А это залог самостоятельных рациональных решений, возможность проводить капремонт не тогда, когда согласно региональной программе капремонта обязательно нужно делать ремонт МКД, т.е. «прозвенел звонок» , а исходя из фактической нуждаемости дома в ремонте.
В методическом пособии для собственников помещений «Новые механизмы финансирования капитального ремонта», подготовленном аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (http://ac.gov.ru/files/content/1289/17-12-13-prilozhenie-4-1-zkh-2-pdf.pdf) так представлены.
Плюсы и минусы накопления средств на специальном счете и на счете регионального оператора
|
Накопление средств на специальном счёте |
Накопление средств у регионального оператора |
Права на денежные средства принадлежат: |
Собственникам |
Региональному оператору |
Размер фонда состоит из: |
|
|
Начисление % на средства внесенные на КР |
да |
нет |
Возможность приостановления платежей собственников при достижении установленного размера фонда |
да. В случае, если законом субъекта РФ предусмотрен минимальный размер фонда капитального ремонта дома, по достижении этого минимального размера, собственники вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. |
нет |
Уплата взносов на капитальный ремонт |
Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за ЖКУ |
На основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за ЖКУ, если иное не установлено законом субъекта РФ |
Контроль за качеством работ производят: |
|
|
Возможность провести капремонт до установленного региональной программой срока за счет минимальных взносов |
Да |
Да, но при наличии средств в фонде капитального ремонта на год, в который собственники решили провести капремонт |
Возможность использовать минимальные взносы на капитальный ремонт на погашение кредита |
да |
нет |
Необходимость привлечения дополнительных средств |
да |
нет |
Срок изменения способа формирования фонда: |
Один месяц |
Два года, если меньший срок не установлен законом субъекта РФ |
Государственная поддержка при ее наличии |
Равнодоступна |
Равнодоступна |
Использование взносов на капремонт других домов |
да |
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператор |
Необходимость определения источников финансирования предоставления платежных документов и работы с должниками |
да |
нет |
Возможность снижения расходов регионального |
да |
нет |
оператора, в том числе на субсидиарную ответственность |
|
|
Возможность снижения рисков невозврата средств путем исключения расходования собираемых средств на капремонт других домов |
да |
нет |
- В конце января на сайте Минстроя появилась региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области». С этого момента в течение двух месяцев собственники жилья должны определиться, как копить средства на капитальный ремонт. Мы, представители Советов домов Протвино, заявляем, что это нереальные сроки. Нам трудно быстро разобраться в нюансах закона, тем более, что данная программа ещё «сырая». Что значат строки проведения капитального ремонта домов 2014-2038 годы? Где конкретика? Как нам спрашивать с регионального оператора за своевременный ремонт? По нашим сведениям, в некоторых регионах жителям на самоопределение отведено до 6 месяцев, так для чего эта спешка в Московской области? Считаем, что необходимо пересмотреть данные сроки.
- Действительно, если по каким-либо причинам собственники жилья не проведут общего собрания дома и не договорятся открыть спецсчет до 1 апреля, то попадут их деньги «в общий котел». Решение об этом за «молчунов» к 10 апреля примет муниципалитет. А уже в майских платежках появится отдельная строка на капремонт – по 7 рублей 30 копеек за квадратный метр общей площади квартиры. Мы уже говорили и писали, что по самым скромным данным около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2-3 % в год.
Действительно, сегодня собственников жилья заставляют принимать решение в цейтноте, если не сказать – в гонке. Принятие в такой же гонке Жилищного кодекса РФ в 2005 году уже привело к тому, что система ЖКХ до сих пор находится в неразберихе. Мы все от этого страдаем, зачастую не понимая, на какие цели уходят средства, собираемые с населения.
С программой капитального ремонта аналогичная ситуация. Я сравнил программу капремонта Московской области с другими регионами страны – Удмуртией, Омском, Воронежем, Калугой: они гораздо лучше подготовлены. Там указаны адрес дома, вид капитальных работ, срок – допустим, 2020 год, второе полугодие. В программе Московской области, действительно, буквально по каждому адресу сроки указаны с размахом – 2014- 2038 годы. Есть, правда, сноска, что уточнение сроков будет после «актуализации» программы. Но может сначала актуализировать, а потом к людям выходить?
В Подмосковье, действительно, устроили, на мой взгляд, неоправданную гонку… Еще очень много вопросов, требующих доработки. А в спешке, которую устроили с программой капремонта в Московской области, недоверие людей к власти только усиливается. Фракция КПРФ в Московской областной Думе постоянно обращает на это внимание, чтобы более взвешенно подходить к принимаемым законам и, в частности, по данному вопросу, выступает за продление срока по самоопределению жителей.
Рациональное зерно в региональной программе капремонта есть, дома действительно нуждаются в капитальных ремонтах и предыдущее двадцатилетие «экспериментов» и вседозволенности, в том числе и в ЖКХ, привело к тому, что без средств собственников с этой проблемой уже не справится, но важно теперь не наломать дров.
В завершении встречи Михаил Павлович поблагодарил жителей за их активность, неравнодушие, за конструктивные предложения, в том числе и по изменению законодательства по рассматриваемому вопросу. Жители, в свою очередь, так же поблагодарили депутата за разъяснения закона, посетовав на то, что подчас именно отсутствие достоверной исчерпывающей информации приводит к непониманию и конфликтам между населением и органами власти. Как сказала одна из жительниц Протвино по окончании встречи: «Представители региональной власти, приезжайте к нам почаще и тогда мы действительно будем думать, что мы нужны и о нас заботятся»…