Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи В.И. Кашина
VII Невский экологический конгресс
29 мая 2015 года г. Санкт-Петербург
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех участников 7-го Невского экологического конгресса от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Для нашего Комитета, для Государственной Думы в целом, Невский экологический конгресс всегда был и остается одной из наиболее авторитетных дискуссионных площадок, обеспечивающих эффективность работы по совершенствованию законодательного регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с учетом особенностей развития данных направлений на международном уровне.
Решения, выработанные в рамках Конгресса, определяют четкие ориентиры в работе законодателей, исполнительных органов государственной власти и других субъектов правоприменения. Результатом нашей совместной работы стала подготовка и принятие важнейших законопроектов в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования лесных ресурсов, водных ресурсов, объектов животного мира, в сферах сохранения биологического разнообразия, охраны окружающей среды.
При этом в основе каждого принятого решения, наравне с принципами обеспечения экологической и национальной безопасности Российской Федерации, лежат принципы устойчивого развития всего человечества.
Осознание необходимости консолидировать мировое сообщество в целях формирования нового типа экономики уже давно прочно укрепилось в международной практике.
В 1972 году в рамках прошедшей в Стокгольме Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды впервые в истории на международном уровне было задекларировано: «Сохранение и улучшение качества окружающей среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира».
По прошествии 20-ти лет, подтверждая и развивая Стокгольмскую Декларацию, в 1992 году в Рио-де-Жанейро была созвана Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Были сформулированы фундаментальные принципы становления человечества на путь устойчивого развития.
2012 год стал годом проведения Конференции ООН Рио+20. В итоговом документе странами-участниками была подтверждена приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты, нынешнего и будущих поколений.
Более чем 40-летняя история международного сотрудничества принесли определенные плоды. И Российская Федерация, как активный участник абсолютного большинства международных договоров и соглашений, видит своей важнейшей задачей эффективно совершенствовать механизмы международного экологического сотрудничества в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды не только на своей территории, но содействовать продвижению этого процесса на территории стран-партнеров.
Вместе с тем, события, активно развивающиеся в течение последних лет у самых границ России, демонстрируют факт того, что ценности сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого развития, для некоторых наших иностранных партнеров все больше уступают место ценностям экономико-политическим.
Сам собою напрашивается вопрос: о каком устойчивом развитии может идти речь, в то время, когда значительная часть стран-участников названных выше соглашений открыто и активно поддерживают военные конфликты? О какой консолидации международного сообщества можно говорить в то время, когда теми же самыми странами активно поддерживаются дестабилизационные процессы?
Военные конфликты, активно возникающие в различных уголках планеты, помимо всех ужасов войны - человеческих смертей, разрушений и угнетений, неизбежно влекут за собой причинение тяжкого вреда окружающей среде, последствия которого будут ощутимы еще очень долгое время уже после окончания самих военных действий.
Нарушенные ландшафты, почвы, загрязненные продуктами взрывов компоненты окружающей среды, уничтоженные объекты животного мира, масштабные лесные пожары – лишь верхушка айсберга. Государство, вовлеченное в военный конфликт, на протяжении многих лет после его окончания, вынужденно отводит цели охраны окружающей среды на задний план, что не может не отразиться на глобальной экологической обстановке.
Очевидно, что сегодня высокие ценности устойчивого развития во благо нынешних и будущих поколений нуждаются в защите, как никогда за весь период их становления и развития. В этой связи, Невский конгресс должен стать именно той международной площадкой, которая, невзирая на всю сложность обстановки на мировой арене, консолидирует усилия лучших умов с целью сохранить и преумножить богатства наших стран, обеспечить нашим детям и внукам светлое будущее и благоприятную окружающую среду.
Продолжая тему международного сотрудничества, хочу обратить особое внимание участников Конгресса на вопросах изменения климата, и связанных с этим комплексом международных решений, вышедших на «финишную прямую» своего принятия.
В конце 2014 в Перу состоялось заседание 20-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. При этом одной из ключевых задач этого мероприятия стало согласование конкретных параметров международного климатического режима на период после 2020 года.
Принимая во внимание, что новое климатическое соглашение, которое придет на смену Киотскому протоколу, должно быть подготовлено уже в текущем году, опустить данные вопросы из повестки дня видится недопустимым.
В этом вопросе нам необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы новое климатическое соглашение строилось на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности. Обязательства-вклады стран участниц должны быть зафиксированы в рамках единого международно-правового документа, то есть иметь юридически обязательный характер и подлежать отчётности. В противном случае мы получим документ исключительно декларативный и не несущий в себе какой-либо практической пользы с точки зрения противостояния изменениям климата.
Кроме того, крайне важным вопросом является рассмотрение сроков действия нового климатического соглашения. Наша общая убежденность в том, что такое соглашение должно распространяться во времени на 10 лет определяет необходимость выработки конструктивного подхода к отстаиванию данной позиции на площадке ООН.
Также нельзя упустить из виду обязательность обеспечения надлежащего учета фактора землепользования и лесов в новом соглашении. При этом правила учёта в секторе ЗИЗЛХ должны быть сопоставимы для всех стран, развитых и развивающихся, они должны применяться с начала действия периода обязательств нового соглашения.
Немаловажным вопросом является готовность России оказывать финансовое содействие климатическим проектам развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе в СНГ. Такое содействие будет проводиться по двусторонним каналам и в качестве добровольных взносов в международные организации и финансовые механизмы, включая Зелёный климатический фонд. Принимая во внимание сложность экономической обстановки в мире, а также ее трудно прогнозируемый характер, необходимо выработать действенные механизмы обеспечения эффективности использования этих средств.
Повторюсь, эти и ряд других не менее важных вопросов подготовки нового климатического соглашения требуют к себе пристального внимания и всестороннего участия всех без исключения участников Конгресса не только в рамках текущего мероприятия, но и в рамках повседневной профессиональной деятельности.
Далее хочу отметить высокую роль Невского конгресса в формировании внутренней природоохранной политики Российской Федерации – достигнутых результатах и перспективной работе.
Мы все прекрасно видим, каково текущее положение дел, какова динамика качества окружающей среды, какова правоприменительная практика. Именно этим и определяются приоритетные направления нашей текущей и перспективной работы.
Напомню, что на протяжении многих лет остается чрезвычайно высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха. 32 млн. тонн загрязняющих веществ было выброшено в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом. Все это в итоге осело в наших почвах, растениях и грунтовых водах, нанеся урон сельскому хозяйству.
Ежегодные объемы образования отходов давно перешагнули черту в 5 млрд.т./год и продолжают расти. В 2013 году этот показатель составил 5,2 млрд. тонн, сделав непригодной для ведения хозяйственной деятельности уже боле 1 млн. га территории страны.
Единственным показателем, демонстрирующим позитивную динамику, является количество сточных вод. Но и тут не все так гладко - до сих пор чрезвычайно высока доля таких вод сбрасываемых без очистки, либо недостаточно очищенными. Уже более половины поверхностных и четверти подземных источников водоснабжения не соответствует нормам качества.
В этой связи, переходя к рассмотрению вопросов законодательного обеспечения выхода из сложившейся ситуации, начать хотелось бы с того, что 21 июля 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 29 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Эффективно дополняя друг друга, данные законодательные акты вывели правовое регулирование охраны окружающей среды на новый уровень.
Углубляться в суть названных Федеральных законов, общими словами описывая все их нововведения, в рамках текущего мероприятия, не вижу смысла. Вместе с тем, считаю крайне важным заострить внимание на следующем.
Во-первых. Выступая даже на самых высоких дискуссионных площадках, заостряя внимание представителей бизнеса на предстоящей в связи с принятием данных федеральных законов работе, мы столкнулись с искренним удивлением и непониманием предмета разговора.
Перед нами прискорбно предстал факт того, что для многих субъектов правоприменительной практики - хозяйствующих субъектов, названные изменения законодательства явились, мягко говоря, сюрпризом. И все это при том, что тема новой системы экологического нормирования, внедрения наилучших доступных технологий и совершенствования системы обращения с отходами не нова, а изменения, вносимые названными законами, продолжительно и всесторонне обсуждались на всех уровнях власти, в экспертном и научном сообществе, получили большой общественный резонанс.
Безусловно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но также очевидным является факт: столь масштабные изменения в законодательстве должны сопровождаться столь же масштабным их освещением и доведением всей необходимой информации до каждого без исключения субъекта правоприменения. Это видится тем более актуальным, если мы вспомним о том, что ожидаем результатом правоприменения данных законов значительное снижение негативного воздействия на окружающую среду. Достижение таких целей не может быть поставлено под угрозу, и должно быть обеспечено всеми возможными способами.
Во-вторых. Особого внимания со стороны всех заинтересованных органов государственной власти требует текущая и предстоящая в связи с принятием названных федеральных законов работа.
Правительству России, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, только лишь во исполнение 219-го Федерального закона, предстоит принять минимум 33 подзаконных акта. Если же в расчет взять еще и 458-й федеральный закон, а также учесть необходимые нормативные правовые акты уровня субъектов Российской Федерации, то только в этом случае перед нами открывается реальная картина.
Более того, значительное количество требуемых к принятию подзаконных актов завязаны друг на друга, в связи с чем, промедление в подготовке и принятии одного из них безальтернативно приведет к утрате возможности подготовить другие. Последствия могут быть самыми негативными.
Все необходимые акты должны быть подготовлены и введены в действие с ювелирной точностью, как к содержанию, так и к срокам, чтобы все передовые изменения в законодательстве заработали в полную силу.
В-третьих. Переходя к вопросу дальнейшего развития природоохранного законодательства, особое внимание сегодня хочу уделить вопросам экологического аудита и связанной с ним деятельности, как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды.
Убежден, что, повышая роль экологического аудита, переводя экологическую аудиторскую деятельность в четко регламентированное правовое русло, мы не только создадим дополнительные механизмы охраны окружающей среды и рационализации природопользования, но также дадим хозяйствующим субъектам новые эффективные инструменты оптимизации производственных и бизнес-процессов, повышения эффективности модернизации основных фондов. Это видится тем более важным в современных непростых условиях функционирования экономики Российской Федерации.
На повестке дня также остро стоят вопросы развития правового регулирования охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды. Этот вопрос был подробно рассмотрен Высшим экологическим советом в мае 2014 года. Участники заседания единогласно поддержали скорейшее внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу.
Кроме того, до сих пор остаются не разрешенными вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба. Средства на ликвидацию определенных Правительством Российской Федерации объектов ущерба выделены, а самой государственной программы, которая позволила бы использовать их эффективно и подконтрольно, до сих пор нет. В этой связи целесообразность внесения в Государственную Думу соответствующего законопроекта не вызывает сомнений.
В-четвертых. В свете реализации 458-го Федерального закона, а также в интересах целей ликвидации накопленного экологического ущерба, чрезвычайно важным элементом развития системы переработки вторичного сырья должен стать возврат в производство ранее накопленных отходов.
В качестве примера эффективной реализации проектов в данной сфере можно привести одно из металлургических предприятий в Тюменской области, которое обеспечило загрузку своих мощностей по переработке лома металлов на 100 лет вперед. Эти горы металла просто «валялись под ногами», как никому не интересный отход, но благодаря усилиям специалистов компании этот ценнейший ресурс возвращается в производство.
При этом необходимо отметить, что на территории других субъектов Российской Федерации количество бесхозного металла ничуть не меньше. Главное – начать работать в этом направлении.
Кроме того, повысить эффективность управления вторичным сырьем можно взяв за основу богатый в этой части опыт Советского Союза. В процесс сбора были вовлечены все без исключения школы, пионерские организации, каждый отдельный житель считал своим гражданским долгом внести посильный вклад в обеспечение рационального использования природных ресурсов за счет увеличения доли переработки лома и макулатуры. При этом со стороны государства данная отрасль всячески поддерживалась и развивалась.
В-пятых, хочу обратить внимание участников Конгресса на то, что до сих пор, фактически незадействованным резервом, обладающим значительным экологическим потенциалом, являются наши рядовые граждане – физические лица. Сконцентрировав внимание на глобальной модернизации, одновременно дискутируя о вопросах формирования экологического мировоззрения в обществе, нам, к сожалению, не удалось достичь каких-либо ощутимых результатов в этом направлении.
Прошлый Невский конгресс, многочисленные форумы и совещания, заседание Высшего экологического совета Комитета, состоявшееся 21 мая текущего года, однозначно определяют необходимость незамедлительного принятия решительных действий по развитию системы экологического образования, просвещения, а также повышения уровня экологической культуры граждан.
В этой связи, очевидно верным решением станет усиление нашей общей работы по доведению выработанных ранее рекомендаций до их практического воплощения.
Далее, переходя к рассмотрению вопросов рационализации природопользования, начну с лесного комплекса.
Принятые в 2014 году изменения лесного законодательства уже сегодня:
- устанавливают действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины и создают условия снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений;
- создают условия для более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий, в том числе воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения;
- устанавливают законодательный стимул к развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной отрасли.
Вместе с тем, сохраняют свою актуальность проблемы лесных пожаров, слабых темпов воспроизводства лесов. Также нам все чаще приходится говорить об огромных потерях лесных ресурсов от вредителей и болезней, о том, что система лесоустройства не отвечает современным реалиям жизни. Наука в этой области также не развивается должными темпами, а кадастровый учет лесных участков проведен только на площади равной 20% общей площади лесов России.
Безусловно, существуют примеры реализации успешных проектов в области использования лесов. Так, депутаты Комитета недавно посетили одно из передовых деревообрабатывающих предприятий Тверской области - крупнейший завод в Европе, специализирующийся на производстве высокопрочного клееного бруса из шпона. Завод является крупнейшим в России производителем топливных гранул класса премиум – экологически чистого топлива, при использовании которого выбросы СО 2 считаются нулевыми. Немаловажным достоинством предприятия является использование в производственном цикле древесины не только хвойных, но и мягколиственных пород деревьев.
Данное предприятие является крупнейшим арендатором лесных участков в Тверской области с объемом заготовки древесины около 1,8 млн. м 3 и образцом ответственного лесопользования. На местах рубок обеспечивается искусственное лесовосстановление качественным посадочным материалом на площади до 1000 га в год.
Тем не менее, не смотря на всю успешность данного проекта и использование на площадях предприятия новейших технологий, системные проблемы лесного сектора нашли свое отражение и здесь. И в первую очередь, конечно, наиболее остро стоит вопрос лесной инфраструктуры.
Так, объемы сырья, готовой продукции определяют потребность в качественных лесных дорогах. Сегодня же, огромное количество грузового транспорта вынужденно скапливается на прилегающих территориях, создавая не малые проблемы местному населению – воздух загрязняется выбросами, а на дорогах населенных пунктов огромные пробки.
Учитывая сказанное становится очевидным, что необходимы стимулы к развитию лесной инфраструктуры, государственно-частного партнерства в области освоения лесов, поддержка науки и научных исследований, совершенствование государственной политики в области развития экономического потенциала лесной отрасли.
Не следует забывать и о том, что леса России также богаты важными пищевыми ресурсами. Биоресурсный потенциал России по запасам лекарственных растений, ягод, орехов и грибов огромен. В сегодняшних условиях необходимо сохранять и рационального использовать эти богатства.
В части вопросов сохранения биологического разнообразия значительным шагом явилось принятие изменений в законодательство, эффективно усиливающих правовую составляющую процедуры создания и расширения особо охраняемых природных территорий, организации их охранных зон, устанавливающих возможность софинансирования расходных обязательств, связанных с развитием ООПТ и возможность предоставления служебных наделов инспекторам, работающим на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, нам удалось устранить целый ряд правовых коллизий, а также расширить перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на особо охраняемых природных территориях.
Также нельзя упустить из виду принятие важнейшего Федерального закона от 28 июня 2014 года №181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на совершенствование законодательства в области охраны озера Байкал.
Вместе с тем, несмотря на всю строгость заповедного законодательства, правоприменительная практика, зачастую, складывается не в самом позитивном ключе. Откровенно говоря, в отдельных заповедных уголках нашей Родины сегодня складывается катастрофическое положение дел.
В качестве примера можно привести не редкие, к сожалению, факты столкновения интересов охраны особо ценных природных объектов и экономической выгоды. Перспектива разработки месторождений полезных ископаемых уже ставила под угрозу соблюдение режима особой охраны таких ООПТ, как Астраханский биосферный заповедник, Хоперский заповедник, Бузулукский бор, ряда заповедных территорий в Арктике, в том числе заповедника «Остров Врангеля» и Национального парка «Русская Арктика».
Принимая во внимание сказанное, в рамках работы по совершенствованию законодательного регулирования вопросов сохранения биоразнообразия, следует учесть целесообразность:
- закрепления правового положения особо охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом;
- определения порядка установления платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков с учетом интересов местного населения;
- расширения полномочий инспекторов ООПТ;
- определения в уголовном законодательстве понятия значительного ущерба на ООПТ и критерии его оценки;
- усиления мер по сохранению животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе межведомственного взаимодействия по их охране.
Далее считаю необходимым рассмотреть вопросы функционирования водного комплекса Российской Федерации.
Нами уже приняты важные законодательные решения, увеличивающие размер административных штрафов за нарушения требований в области охраны окружающей среды и природопользования, а также за нарушение режима использования водоохранных зон. Также сегодня введены в действие законодательные основы разработки с использованием новых научно-обоснованных подходов правил использования для 7 новых водохранилищ, а также для 23 водохранилищ Крымского федерального округа.
Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует единая система управления водным хозяйством, что на наш взгляд является корнем большинства проблем функционирования водного комплекса на территории Российской Федерации.
Кроме того, особую озабоченность вызывает ситуация с очисткой хозяйственно-бытовых стоков.
Темпы строительства нового жилья, динамика численности населения, с учетом внутренних миграционных потоков, определяют значительный рост нагрузки на очистные сооружения крупных городов.
В качестве примера можно привести Москву, где за последние 10 лет количество постоянных жителей увеличилось более чем на 1,7 млн. человек, перешагнув отметку в 12 млн. человек. Прогноз численности населения Москвы также предполагает рост данного показателя - через 10 лет количество постоянных жителей вырастет еще на 2-3 млн. человек.
Вместе с тем, по данным Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, в пределах нормативов эксплуатируется уже менее 10% коммунальных очистных сооружений, обслуживающих московский регион, а более 60% из них требуют капитального ремонта.
Ни о каком качестве водных в этой связи говорить не приходится. И это, к сожалению, является системной проблемой на территории всей Российской Федерации.
Учитывая изложенное, повторюсь: впереди еще очень и очень много работы. Решение всех названных и связанных с ними проблем в области охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования не терпит отлагательств.
При этом рассмотрение стратегии экологической безопасности, механизмов ее реализации, является безусловно важным этапом на пути к формированию более эффективной государственной природоохранной и природоресурсной политики.
Решения, принятые сегодня, окажут действенную поддержку всем заинтересованным и уполномоченным органам государственной власти в работе по обеспечению качества окружающей среды и устойчивого развития экономики России.
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии со своей стороны сделает все возможное для того, чтобы авторитетная позиция участников Конгресса нашла отражение в законодательстве.
Спасибо!