27 апреля 2016 года Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Иванович Кашин выступил с докладом на заседании Коллегии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об итогах работы Минприроды России в 2015 году и задачах на 2016 год».
В мероприятии, состоявшемся под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского, приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонин, Губернатор Иркутской области С.Г. Левченко, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители ведущих научных и образовательных учреждений, общественных организаций и бизнес-сообщества.
В своем докладе В.И.Кашин выразил слова благодарности коллективу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за эффективную работу в 2015 году, а также, подробно остановившись на актуальных вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, определил приоритетные задачи в совместной работе Комитета и Минприроды России на 2016 год.
Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи В.И. Кашина на заседании коллегии Министерства природных ресурсов и экологии РФ
«Об итогах работы Минприроды России в 2015 году и задачах на 2016 год»
27 апреля 2016 года, г. Москва
Уважаемые товарищи!
От лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии приветствую Вас.
Сегодняшнее мероприятие призвано рассмотреть итоги деятельности Министерства за 2015 год, определить стратегические задачи на перспективу, сформировать современные подходы государственного управления в сфере природных ресурсов и экологии, а также определить планы нашей с Вами работы на ближайшее будущее.
В этой связи хочу выразить слова благодарности всем тем, кто принимает активное участие в нашей совместной работе.
Вопрос поиска баланса между рациональным использованием и охраной природы имеет исключительную важность для успешного устойчивого развития, и занимает центральное место в политике любого государства.
Необходимость совершенствования систем управления природными ресурсами в Российской Федерации становится все более насущной в связи с неадекватным использованием сельскохозяйственных земель, лесных, водных и других природных ресурсов, сокращением биоразнообразия, ухудшением состояния окружающей среды и, как следствие - здоровья населения.
Рациональное управление природными ресурсами - это необходимый инструмент, с помощью которого государство может и должно проводить прозрачную, эффективную, открытую для участия всех и поддающуюся контролю политику, ведущую к устойчивому развитию и восприимчивую к потребностям населения, и может рассматриваться как национальный стратегический приоритет Российской Федерации.
Взаимодействие Комитета и Министерства обеспечило продуктивность законопроектной работы. Так, в период работы Государственной Думы 6 созыва Комитетом било рассмотрено 234 законодательных инициативы. Из них 189, в соответствии с нормами Регламента Государственной Думы были рекомендованы к отклонению, отозваны, либо возвращены авторам, а 45 – поддержаны и приняты Государственной Думой.
Эффективно дополняя друг друга, принятые законы сформировали прочный правовой каркас, призванный обеспечить устойчивое развитие природопользования и экологическую безопасность на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, к сожалению, реальность такова, что в рамках правоприменительной практики та или иная норма Закона не всегда реализуются с ожидаемой степенью эффективности.
Начну с экологического «блока»
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Российской Федерации, нам всем хорошо известна. Атмосфера ежегодно загрязняется более чем 32 млн. тоннами выбросов от стационарных и передвижных источников, в результате чего мы свами имеем 107 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха; объемы сброса сточных вод колеблются на уровне 43 млрд. м3, в связи с чем уже более половины поверхностных и более четверти подземных источников водоснабжения не соответствует нормам качества; количество ежегодно образующихся отходов производства и потребления давно перешагнуло отметку в 5 млрд. тонн, что фактически сделало непригодным для ведения хозяйственной деятельности уже более 1 млн. га территории Российской Федерации.
Причины сложившейся ситуации также нам всем хорошо известны, и первая из них - низкий уровень экологической ответственности бизнеса.
Ярким подтверждением тому служит статистика нарушений природоохранного законодательства.
Число возбужденных дел об административных правонарушениях в 2014 году приблизилось вплотную к 4 миллионам, а количество наложенных штрафов перевалило за 1,5 миллиона на общую сумму более 410 млрд. руб. К административной ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства было привлечено более полумиллиона граждан, около миллиона должностных лиц и почти 250 тысяч юридических лиц.
Если же говорить о конкретных примерах, то можно назвать Московский мусоросжигательный завода № 3, с которого в 2015 году была взыскана плата за несоответствующее требованиям размещение отходов; Мытищинский район, где было пресечено обустройство кладбища в зоне санитарной охраны объекта питьевого водоснабжения; ООО «Химки Лэнд», с которого Росприроднадзором по ЦФО было взыскано 280 млн. руб. в качестве возмещения вреда причиненного почвам; «Лукойл-нефтепродукт», привлеченный к ответственности за эксплуатацию АЗС в границах водоохраной зоны без соблюдения норм действующего водного и природоохранного законодательства. Список можно продолжать очень и очень долго.
Но одновременно с этим, мы сегодня не можем промолчать и о тех предприятиях, которые, проявляя высокую экологическую ответственность, в инициативном порядке ушли далеко вперед по уровню развития производства, внимания к окружающей среде и своим работникам.
Ярким примером в этом нам может служить нижнекамское нефтехимическое предприятие. Это 17 тысяч работников, широкий сортимент продукции. Вопросы кадров и заботы о подрастающем поколении, вопросы обеспечения экологической безопасности могут служить примером для подражания.
Второй причиной сложившегося на территории Российской Федерации экологического кризиса следует назвать отсутствие до недавнего времени практического воплощения доказавших свою эффективность инструментов охраны окружающей среды, таких, как наилучшие доступные технологии, рациональное использование ресурсов посредством вовлечения отходов в хозяйственный оборот, экологическое страхование и другие.
Все эти инструменты были прописаны еще в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», но до недавнего времени не находили отражения в правоприменительной практике.
В этой связи хочу обратить ваше внимание на то, что ключевыми законодательными актами в области охраны окружающей среды, принятыми в период работы Государственной Думы 6 созыва, являются 219-й и 458-й Федеральные законы.
Именно благодаря принятию этих двух важнейших законодательных актов удалось:
- дополнить основные принципы охраны окружающей среды обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия;
- расширить полномочия органов государственной власти, дифференцировав подходы к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности;
- выстроить на принципах наилучших доступных технологий новую систему нормирования в области охраны окружающей среды;
- оптимизировать система государственного экологического надзора и усовершенствовать механизмы экологической отчетности;
- ввести действенные механизмы экономического стимулирования, в том числе посредством усовершенствованного механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- пересмотреть административную ответственность;
- сделать значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы;
- эффективно перераспределить роли и ответственность участников системы государственного управления в отрасли обращения с отходами;
- ввести новый вид коммунальной услуги - услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- вернуть лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами и т.д.
Более того, нельзя упустить из виду факт, что положительный эффект от последовательной реализации названных законодательных актов мы также будем наблюдать и в экономике, и в социальной сфере, и т.д.
В качестве примера можно взять промышленную безопасность в разрезе обеспечения жизни и здоровья трудящихся на нефтегазодобывающих производствах.
В 2015 г. на объектах нефтегазодобычи произошло 17 аварий. Количество случаев смертельного травматизма в 2015 г. увеличилось на десять по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (9 случаев). В 2015 г. произошло 7 групповых несчастных случаев, что на 1 случай больше чем в 2014 г.
Общее число пострадавших при несчастных смертельных случаях в нефтедобывающей промышленности в 2015 г. составило 19 человек. Общий ущерб от произошедших аварий в 2015 г. составил 1,2 млрд. руб. При этом 76% аварий в 2015 году произошло по причинам отказа и разгерметизации технических устройств, а также нарушения технологии производства работ.
Можно с уверенностью заявить, что, обеспечив перевод экономики на рельсы наилучших доступных технологий, мы получим цепную реакцию - обновление основных фондов предприятий, повышение экологической и промышленной безопасности предприятий, повышение качества жизни и безопасности граждан.
Вместе с тем, одним из основных условий достижения поставленных рассмотренными законодательными актами целей является своевременная подготовка и издание подзаконных нормативных актов.
В части Федерального закона № 458-ФЗ должно быть принято 27 подзаконных актов. Согласно плану, утвержденному Правительством, ответственность за подготовку данных актов распределена между Минприроды, Минстроем, ФАС и Минпромторгом. На сегодняшний день принято лишь 6 из них, а остальные до сих пор находятся в разработке. При этом особое внимание обращает на себя отсутствие таких документов, как:
- правила обращения с твердыми коммунальными отходами;
- правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
- основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- правила регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подобная ситуация видится абсолютно недопустимой, идущей вразрез интересам государства и общества, влекущей за собой нежелательные последствия, как для экологии, так и для экономики. Ведь отсутствие подзаконных актов торпедирует правоприменение принятых законов, расхолаживает регионы, порождает вседозволенность и коррупцию.
В отношении Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ ситуация аналогичная, с поправкой лишь на то, что большинство его положений вступает в силу с 2019 года.
В развитие данного федерального закона должно быть принято всего 33 подзаконных акта уровня Правительства Российской Федерации и Минприроды России. При этом 11 из них уже издано, а 2 полностью готовы к изданию. Остальные же находятся на различных этапах подготовки и согласования.
Вопрос своевременной подготовки всех названных актов должен быть поставлен на особый контроль Правительства.
Далее, в части перспективного законодательного регулирования следует отметить, что пристального внимания требуют вопросы развития экологического аудита и связанной с ним деятельности, как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.
Одновременно с этим перспективным видится развитие системы экологического страхования, поскольку использование этого механизма позволит перспективно сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
На повестке дня также остро стоят вопросы развития правового регулирования охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды.
Требует дальнейшего совершенствования экологическая экспертиза как один из ключевых превентивных инструментов охраны окружающей среды.
В условиях глобализации экологических проблем совершенствование правового регулирования экологической экспертизы не представляется возможным без учета международных требований. В связи с этим нам предстоит подготовка проектов федеральных законов о ратификации Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в г. Эспо 25 февраля 1991 года, и Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо, подписанного в г. Киеве 21 мая 2003 года.
В частности, в российском законодательстве не предусмотрена положительно зарекомендовавшая себя в ряде развитых стран стратегическая экологическая оценка, нуждается в дальнейшем совершенствовании правового регулирования оценка воздействия на окружающей среду. Видится верным сформировать целостную систему экологической оценки намечаемой хозяйственной деятельности.
Кроме того, требует решения вопрос совершенствования правового регулирования возмещения вреда окружающей среде, в том числе накопленного. Сегодня отсутствуют необходимые правовые механизмы, формирующие целостную систему ликвидации такого вреда и его возмещения.
И последнее, но не менее важное – не теряют актуальности вопросы формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания. Более того, это видится одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития.
Переходя к рассмотрению вопросов рационального природопользования, начать видится верным с охраны и использования лесов.
Напомню, что Россия – это 1/5 площади мировых лесов, а если говорить о лесах бореальной и умеренной зоны, то Россия владеет доброй половиной мировых лесных ресурсов. По показателю объема древесины на душу населения, Россия является абсолютным лидером мирового списка - 600 м³/чел. древесины на корню. В наших лесах сосредоточено более 83 млрд. м³ древесины с ежегодным приростом до 994 млн. м³. При этом речь идет, в том числе, о высоколиквидных породах древесины- кедре, лиственнице, буке, грабе и др. Предельный допустимый объем лесопользования (расчетная лесосека) составляет около 700 млн. м³ в год.
Лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины занимают одно из центральных мест в экономике страны - 60 тысяч предприятий, более 1 млн. рабочих мест. Для 45 регионов России производство продукции лесного комплекса составляет от 10 до 50 процентов от общих объёмов производства.
Продукция лесного комплекса востребована в строительстве, на транспорте, медицине, полиграфии, издательской деятельности, энергетике, агропромышленном комплексе, смежных отраслях промышленности, широко применяется в частных хозяйствах.
Таким образом, леса России устойчиво и в длительной перспективе способны обеспечивать потребности общества в лесных ресурсах и услугах лесов.
Но неисчерпаемых ресурсов нет, и вопросы обеспечения рационального, неистощительного лесопользования, все более остро встают на повестке дня.
В течение шестого созыва, Комитет обеспечил принятие ряда важнейших законодательных инициатив, обеспечивших развитие правового регулирования в отрасли. Это и № 415-й Федеральный закон, и 455-й, и 206-й, и 250-й, и 27-й Федеральный закон.
Нам удалось установить действенные механизмы контроля за оборотом заготовленной древесины, создать условия снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений и более эффективного осуществления лесохозяйственных мероприятий. Мы определили законодательные стимулы к развитию арендных отношений и улучшению экономического климата в лесной отрасли, упростили доступ малого и среднего бизнеса к заготовке древесины на основании договоров купли-продажи, значительно повысив вклада этих предприятий в экономику. Мы эффективно усовершенствовали правила проектирования и предоставления лесных участков, оптимизировали систему мероприятий по защите лесов, в том числе сократив срокиподготовки и осуществления мер санитарной безопасности в лесах и ликвидации очагов вредных организмов, а также устранив коллизии и пробелы в правовом регулировании проведения лесопатологических обследований и государственной экспертизы соответствующих изменений в проекты освоения лесов.
Вместе с тем, рассматривая правоприменительную практику, мы видим, что ряд системных проблем лесного комплекса сохраняет актуальность. И в первую очередь обращают на себя внимание вопросы экономической эффективности нашего лесного комплекса.
Вклад лесной отрасли в экономику страны непозволительно мал – лишь 1,3% ВВП. В разрезе доходов государства–1 гектар леса приносит в консолидированный бюджет не более 20 рублей, и этот показатель даже в среднесрочной перспективе, в соответствии с принятыми документами стратегического планирования, вряд ли превысит 24 рубля.
Годы бессистемных реформ привели к снижению значимости лесного хозяйства как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов, и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном хозяйстве.
Ни для кого не секрет, что наш лесной комплекс неоправданно узко ориентирован на развитие лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, рассматривая лесные насаждения исключительно как источник древесины.
Но наши леса обладают огромным сырьевым потенциалом для развития видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Это и заготовка и сбор пищевых и недревесных ресурсов леса, и северное оленеводство, и пчеловодство, и охотничье хозяйство, и использование рекреационного потенциала лесов.
Если же повысить долю использования недревесных и пищевых ресурсов с ничтожных 1,5 % (в общей сложности) до хотя бы 10-15%, это будет и существенный вклад в экономику, и прорывной инструмент обеспечения продовольственной безопасности.
В этой связи перспективной видится доработка и окончательное принятие в 2016 году проектов федеральных законов № 745638-6 «О внесении изменений в Лесной Кодекс Российской Федерации» (в части изменения порядка использования лесов в целях заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений), № 927257-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».
Кроме того, отдельного внимания заслуживают вопросы повышения экологического благополучия населения, в том числе развитие правовых инструментов, направленных на усиление природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций лесов. Этой цели, мы рассчитываем, послужит принятый накануне в 1 чтении проект федерального закона № 978789-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», после его комплексной компетентной доработки планируемый к принятию до конца 6 созыва.
Рассматривая системные проблемы лесного комплекса - очевидно недостаточным видится комплекс мероприятий, реализуемый в целях борьбы с лесными пожарами, слабыми темпами осуществляется воспроизводство лесов, велики потери лесных ресурсов от вредителей и болезней, система лесоустройства требует системной модернизации. Кадастровым учетом лесных участков охвачено не более 20% площади лесов. Что касается лесной науки, то в последнее время ее слышно все меньше. Слабо работает система правовой и экономической ответственности в сфере сохранения лесных ресурсов.
Часть проблем мы рассчитываем снять законодательными мерами, в том числе обеспечив скорейшее принятие проекта федерального закона № 965342-6 «О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства). дополнив его ко второму чтению также другими нормами, направленными на оптимизацию системы борьбы с лесными пожарами, совершенствование деятельности лесной охраны, создание условий для более эффективной деятельности специализированных государственных учреждений, осуществляющих мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Мы не устаем повторять, что в целях рационального и эффективного использования уникального потенциала лесов на благо нашей экономики и социальной сферы нужны первоочередные системные меры.
Что касается инструментов, направленных на увеличение доходов бюджетной системы в кризисный период, представляется целесообразным изменение экономической модели в лесном секторе и переход от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы.
Какие «точки роста» мы сегодня имеем в экономике лесного комплекса?
Мы видим 5 главных составляющих:
- Совершенствование планирования освоения лесов;
- Совершенствование лесоуправления;
- Интенсификация использования и вопроизводства лесов и их комплексное освоение;
- Переход к рыночному ценообразованию в лесном комплексе;
- Повышение «культуры производства» лесной продукции, включая создание новых лесопромышленных центров и внедрение современных технологий, повышение производительности труда в лесной отрасли.
Очевидно, что, не смотря на проделанную работу, острых вопросов все еще очень и очень много.
Вторым важнейшим природоресурсным направлением в работе комитета является охрана и рациональное использование недр, ведь мы располагаем одной из крупнейших в мире минерально-сырьевых баз и уверенно занимаем ведущие позиции по ряду важных направлений в энергетическом и горнопромышленном секторах мировой экономики.
В недрах России сосредоточена четверть мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Россия – признанный мировой лидер добыче некоторых полезных ископаемых. Мы занимаем второе место по добыче нефти (534 млн. тонн в 2015 году) и газа , шестое - по добыче угля.
При этом отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета 2016 года прогнозно составят 6 трлн. рублей (44% доходов федерального бюджета). При этом экспорт российского сырья в страны дальнего зарубежья за 2015 год вырос на 10,6% по сравнению с 2014 годом и достиг 220,3 млн. тонн. Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 70%.
Напомню, что общий объем запасов нефти в стране составляет 29,7 млрд. тонн, а газа - почти 70 трлн.м3. При этом 4,8% запасов нефти (1,4 млрд. т.) у нас приходится на акваторию (континентальный шельф, территориальное море, внутренние морские воды), а 25,5% (7,5 млрд. т.) – отнесены к трудноизвлекаемым запасам.
Нельзя не отметить также высокий уровень распределения запасов - нераспределенными остаются всего 6,5% запасов нефти и 4,6% газа.
Придерживаясь системного подхода к развитию законодательства в области недропользования, Комитет в период работы Государственной Думы 6 созыва обеспечил принятие системных поправок в законодательные акты, регулирующие отрасль.
При этом нам удалось добиться введения вознаграждения первооткрывателям месторождений, законодательно был определен статус подтоварных вод, урегулированы вопросы подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и касающиеся безопасности горных выработок и буровых скважин, увеличены сроки геологического изучения в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, установлены правовые гарантии пользователей недр на получение лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения на участках акватории Балтийского моря, создан единый фонд геологической информации (государственная информационная система, содержащая реестр первичной и интерпретированной геологической информации о недрах), решен вопрос действия разрешительных документов (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года.
Безусловно, названные изменения в законодательстве позволили решить массу отраслевых проблем. Вместе с тем, мы видим, что в рамках правоприменительной практики ряд вопросов сохраняет высокую степень актуальности.
Так, в связи с отсутствием необходимой для расчета разовых платежей геологической информации о новых участках недр, расположенных в Черном море, до проведения соответствующих работ по геологическому изучению указанных участков недр, утверждения технико-экономических обоснований и подсчета запасов полезных ископаемых, не представляется возможным представить обоснованные предложения по размеру таких платежей для их включения в условия пользования участками недр и соответственно невозможно получить лицензию на пользование участком недр.
В этой связи необходимо ускорить разработку и внесение на утверждение Правительства Российской Федерации проекта постановления о внесении изменений в постановление Правительства «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ».
Кроме того, следует сосредоточить усилия на повышении коэффициента извлечения нефти, снятии излишних административных барьеров, повышении инвестиционной привлекательности проектов, а также стимулировании развития геологоразведочных работ.
При этом целесообразным видится упростить передачу права пользования недрами и переоформления лицензий на пользование недрами недропользователям, ведущим геологическое изучение участков недр, установить механизм предварительного согласия на предоставление права пользования участками недр федерального значения по совмещенной лицензии, гарантирующий недропользователям получение права на разведку и добычу месторождения федерального значения в случае его открытия.
В рамках законопроекта №371615-6 нам предстоит рассмотреть вопрос уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения, которые позволят повысить эффективность использования минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в процесс лицензирования бóльшего количества объектов и недропользователей.
Кроме того, приобретают все большую актуальность вопросы упорядочения процедур предоставления и использования техногенных образований, содержащих полезные ископаемые, разрешения попутной добычи полезных ископаемых при освоении недропользователями многокомпонентных месторождений, установления возможности выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту.
Не меньшего внимания требует вопрос внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части создания системы вычетов расходов, понесенных недропользователями на проведение геологоразведочных работ из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в зависимости от региона проведения работ. Льготы поддержат независимые компании, которые приносят новые технологические решения при проведении разведки и могут лучше, адаптироваться к геологическим рискам.
Вопреки санкциям мы должны создать институты, способствующие привлечению частных, в том числе и иностранных, инвестиций в геологоразведку.
Решение названных вопросов позволит обеспечить стабильность формирования доходной части федерального бюджета, а также придать импульс в развитии смежных отраслей экономики.
Далее предлагаю рассмотреть вопросы охраны и рационального использования водных ресурсов.
Россия занимает 2-е место по объему водных ресурсов, располагая пятой частью мировых запасов пресных вод и 10-ой частью возобновляемых ресурсов вод. Помимо природных водных объектов, в число которых входят более 2,5 млн. рек и почти 3 млн. озер, в нашей стране создана мощная водохозяйственная инфраструктура.
Наш водохозяйственный комплекс является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.
Для обеспечения безопасности поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод в России возведено свыше 10 тыс. км дамб и других объектов инженерной защиты.
Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. При этом объем ежегодно используемой в экономике воды достигает 62,5 куб. км.
В целях совершенствования законодательного регулирования охраны и использования водных ресурсов Комитет в период работы Государственной Думы 6 созыва обеспечил внесение в законодательство ряда принципиальных изменений.
Нами был установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления. При этом, в границах указанных зон, мы ввели запрет на размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
При этом следует отметить, что дальнейшее обеспечение эффективного функционирования водохозяйственного комплекса сопряжено с необходимостью решения ряда системных проблем.
В первую очередь следует обратить внимание не то, что водное хозяйство России преимущественно экстенсивно, т.е. характеризуется:
- постоянным ростом потребности в воде;
- большими водопотерями из-за неисправности различных сооружений;
- отсутствием качественного уровня очистки сточных вод;
- неудовлетворительным состоянием большого числа гидротехнических сооружений;
- отсутствием полноценного мониторинга водных объектов.
Для изменения сложившейся ситуации требуется переход на интенсивный путь развития водного хозяйства, характеризующийся применением безотходных или малоотходных технологий. При этом одним из перспективных решений видится создание законодательных и социально-экономических условий, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.
Кроме того, усиливаются негативные процессы, связанные с отсутствием в России единой системы управления водным хозяйством. Вопросы регулирования использования водных ресурсов находятся в ведении 14 федеральных органов исполнительной власти. Так или иначе проблемами водной отрасли занимаются 36 федеральных ведомств.
Одновременно все большую актуальность приобретают вопросы экологической оптимизации стратегии хозяйственного освоения берегов водных объектов, сохранения их природных комплексов, что связано с расширяющимся проникновением в береговую зону сопряженным с избыточной антропогенной нагрузкой.
Требует оптимизации режим использования водных ресурсов водохранилищ, как одним из важнейших элементов решения задачи гарантированного обеспечения потребностей в водных ресурсах различных секторов экономики и срезки пиков половодья и паводков.
Далее, в контексте развития правового регулирования охраны и рационального использования объектов животного мира, хочу заострить ваше внимание на принятии Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
С его принятием, наряду с комплексными изменениями в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов, ужесточена административная ответственность за правонарушения в области охоты: усилена административная ответственность за добычу некоторых видов животных без разрешения, предусмотрен дифференцированный подход к административным наказаниям за различные нарушения правил охоты, в том числе за нарушение сроков охоты, недопустимыми для использования орудиями охоты способами охоты, для граждан и должностных лиц, вплоть до лишения права осуществлять охоту на срок до двух лет. Кроме того cоздан институт производственного охотничьего контроля и регламентированы действия производственных охотничьих инспекторов при осуществлении ими полномочий по осуществлению производственного охотничьего контроля.
Также установлены требования к кандидату в производственные охотничьи инспектора и регламентированы вопросы ответственности производственных охотничьих инспекторов за совершение противоправных действий.
Отмечу, что изменения, внесенные в КоАП, устанавливающие специальный повод к возбуждению дела об административных правонарушениях, позволили как усилить, так и дифференцировать административную ответственность за нарушение правил охоты и незаконную добычу отдельных видов охотничьих ресурсов. Это обуславливает большие гарантии соблюдения гражданами и должностными лицами правил охоты, повышение эффективности правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Вместе с тем, достижение желаемых результатов в сохранении популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно без надлежащего осуществления контроля за их состоянием.
На сегодняшний день особо остро стоит вопрос о нехватке финансирования переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов у субъектов Российской Федерации, реализация которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В субъектах Российской Федерации, начиная с 2008 года, в установленном порядке уже сформированы и действуют соответствующие органы государственной власти, и для их должного функционирования нужны дополнительные финансовые средства.
В регионах, общая численность государственных охотничьих инспекторов не превышает 2500 человек, а в 40% субъектов Российской Федерации не достигает 1 человека на муниципальный район (в среднем на 1 инспектора приходится 5000 кв. км. территории). Катастрофический рост незаконной добычи охотничьих ресурсов значительно превышает по объему официальное изъятие и составляет в денежном выражении около 18 млрд. рублей в год.
Кроме того, необходимо правильно обусловить приоритеты при определении перспектив развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо сформировать соответствующие правовые, социально-экономические и культурные условия.
Далее. Вопросы охраны и рационального использования объектов животного мира, конечно же, неразрывно связаны с вопросами сохранения биологического разнообразия в целом.
Биологическое разнообразие - главный природный ресурс России, обеспечивающий возможность ее устойчивого развития. Это - непреходящая ценность, имеющая ключевое экологическое, социальное, экономическое и эстетическое значение. Исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия имеют, создаваемые для этих целей особо охраняемые природные территории.
Площадь особо охраняемых природных территорий в России составляет около 11,4% от общей площади страны, при этом ООПТ федерального значения занимают лишь 3% площади страны.
Основу системы особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют: 103 государственных природных заповедника, общей площадью 34 млн. га, 48 национальных парков, общей площадью 14 млн. га, 64 государственных природных заказников федерального значения, площадью 14 млн. га, 17 памятников природы федерального значения.
В целях обеспечения эффективного функционирования и развития этой сложной сети природоохранных комплексов, Комитет обеспечил принятие таких законодательных актов, как 406-й, 181-й и 361-й Федеральный закон.
Изменения, внесенные ими, направлены определили повышение экологической безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду Байкальской природной территории, усилили правовой режим ООПТ, усилили роль общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды, в том числе и на особо охраняемых природных территориях. Был усилен контроль и надзор на особо охраняемых природных территориях, а также усовершенствованы нормы законодательства, регламентирующие охрану окружающей среды и природопользование на Байкальской природной территории.
Вместе с тем, до сих пор остаются неурегулированными такие важные вопросы, как обеспечение деятельности инспекторов на особо охраняемых природных территориях, осуществление рыболовства на ООПТ, усиление мер по сохранению животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также ряд вопросов межведомственного взаимодействия по их охране.
Отмечу, что для эффективного решения части названных вопросов в Государственную Думу уже внесены две законодательные инициативы № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и № 897800-6 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
С помощью механизмов, заложенных в законопроектах, мы сможем, во-первых, исключить возможность нерационального и неэкологичного использования особо охраняемых природных территорий (заперт на строительство спортивных сооружений (горнолыжных трасс, стадионов и др.); расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней), во-вторых, усилить охрану на оопт (установление дополнительных полномочий инспекторам, возможность дополнительно использовать иные виды оружия), в-третьих, обеспечить надлежащее социальное положение для коренных и малочисленных народов, проживающих на этих территориях (запрет на уменьшение площади зон традиционного природопользования, установление возможности заготавливать пищевые лесные ресурсы), в-четвертых, обеспечить эффективное развитие туризма, отдыха, экологического образования для населения (дополнительное правовое регулирование пребывания на ООПТ, организации рекреационной деятельности), в-пятых, эффективно расширять и развивать систему оопт (отмена проведения экологической экспертизы при создании таких территорий, законодательное обеспечение деятельности дендрологических парков и ботанических садов).
При этом перспективное развитие законодательной базы в рассматриваемой отрасли мы видим через закрепление механизмов учета мнения и интересов коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность на территории национальных парков при установлении границ зоны традиционного экстенсивного природопользования, а также их участия в решении вопросов, затрагивающих интересы и права коренных малочисленных народов при осуществлении управления национальными парками. Видится также целесообразным наделить сотрудников службы охраны ООПТ правом хранения, ношения и применения в качестве служебного личного оружия и гражданского оружия самообороны.
Кроме того, необходимо решить вопрос предоставления должностным лицам учреждений, осуществляющим управление и охрану ООПТ право принятия решений о выпуске в среду обитания или об уничтожении изъятых или конфискованных объектов животного мира.
Нами сделано и делается не мало.
В то же время все перечисленные проблемы крайне остро стоят на повестке дня.
В этой связи призываю всех участников Коллегии принимать активное участие в запланированных дискуссиях, всесторонне содействовать выработке максимально эффективных решений по намеченным к обсуждению вопросам, внести свой вклад в сохранение природы нашей прекрасной Родины.
Спасибо!