28 апреля на 164 заседании Московской областной Думы депутаты рассматривали поступивший на согласование законопроект, внесённый депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе. Законодательная инициатива коммунистов касается внесения изменений в Жилищный Кодекс РФ. Суть вносимых предложений - изменение порядка финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Коммунисты предлагают, во-первых, ввести систему софинансирования расходов. Граждане вносят свою долю, которая не должна превышать 15% от общей суммы расходов на ремонт их дома. Остальные средства предоставляют соответствующие бюджеты или специализированные государственные институты развития. Во-вторых, предлагается установить период уплаты взносов, не превышающий 5 лет, и привязать его к конкретным срокам ремонта в конкретном доме. При этом если сроки проведения ремонта, установленные региональной программой капитального ремонта, затягивается более чем на 3 года относительно изначально установленной даты, собранные взносы возвращаются их плательщикам с учетом начисленных процентов. Если менее чем на три года, собранные за 5 лет взносы сохраняются до проведения ремонта, при этом новые взносы не уплачиваются. В-третьих, законопроектом предусматривается проведение независимого аудита расходования аккумулированных в фондах капремонта средств.
О том, что буквально продавленный властью закон несправедлив и неэффективен, коммунисты и все здравомыслящие люди говорили изначально. По закону граждане обязаны бессрочно ежемесячно вносить платежи, при этом проведение капремонта им не гарантировано и не обусловлено сбором определенной суммы взносов. Выстроена система дополнительных поборов с населения, без взаимных обязательств со стороны государства и управляющих компаний. На счетах региональных операторов аккумулируются огромные средства. Создаются условия для необоснованного, а подчас и незаконного обогащения. Использовать доходы от начисляемых процентов плательщики взносов не могут. Всё это, понятно, совсем не стимулирует скорейшее проведение ремонта.
Собственно практика это и доказывает. В 2015 году с населения собрали 97 млрд. рублей, а использовали лишь четверть – 25 млрд. По признанию Д. Козака «Собранные с граждан и неизрасходованные миллиарды «съедает» инфляция: по прогнозам экспертов, в этом году она составит 12%, то есть как минимум 8 млрд. рублей из фонда капремонта просто обесценятся». В Московской области из собранных средств потрачено 64%.
Проведённый в прошлом году всероссийский мониторинг эффективности реализации программы капитального ремонта показал, что половина граждан не удовлетворена качеством капремонта.
В Московской области вообще не были проведены такие виды работ, как ремонт шахт лифтов, хотя в плане был заявлен ремонт 46 шахт, не выполнен ремонт ни одного из 343 фундаментов, ремонт внутренних инженерных систем выполнен чуть больше чем на четверть – 305 из 1110. Крыш удалось отремонтировать 1467: 775 ремонтов перенесены на 2016 год. На прошедшем, по настоянию депутатов фракции КПРФ в Московской областной Думе, 15 марта в Балашихе круглом столе «О практике проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области», депутат Еремейцева Н.Н. подвергла резкой критике существующее положение дел. И действительно вместо полноценного отчёта за 2015 год с информацией по всем муниципалитетам, Фондом капремонта были представлены весьма скудные цифры. А жалоб от жителей области, что ремонт в их доме, запланированный на 2015 год, не выполнен, очень много.
Принятие внесённых коммунистами изменений в ЖК даст возможность гражданам платить за капитальный ремонт только своего дома, четко зная сроки проведения ремонта, состав и стоимость проводимых работ, подрядчиков и исполнителей. Безусловно, снимет социальное напряжение в связи с несправедливым, чрезмерным взиманием с граждан взносов. Согласно данным Росстата долги граждан в сфере ЖКХ по итогам 2015 года превысили 1 триллион рублей. Причём, долги увеличились после введения обязательных взносов на капремонт. Кроме того, участие государства в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов окажет благотворное влияние на развитие строительной отрасли, создаст «мультипликативный эффект» для других, связанных с ней отраслей.
Профильный комитет Московской областной Думы по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики не поддержал законопроект коммунистов. В соответствии с установленным регламентом он был вынесен фракцией КПРФ в МОД на альтернативное голосование.
На заседании позицию Комитета озвучил его председатель, член партии «Единая Россия» В.В.Дупак. В качестве обоснования отрицательного отзыва им были приведены, в частности, такие доводы: при софинансировании капремонта в многоквартирных домах ущемляются права собственников частных домов; в многочисленных построенных в области домах купленные квартиры сдаются; принятие законопроекта отвлечёт бюджетные средства от решения государственных социальных задач в пользу таких собственников. Председатель Комитета также сказал, что населению понятна необходимость личного финансирования капремонта и не отторгается эта идея, а недовольны люди конкретными недостатками, которые допускаются на практике.
Спорная аргументация, а что касается последнего, то это и вовсе выглядит странно. Различные опросы общественного мнения показывают, что абсолютное большинство населения согласно платить за капремонт, но при участии в этом процессе государства. Люди помнят, что государство в своё время обязалось отремонтировать дома перед приватизацией, но свои обязательства не выполнило. Что касается новых домов, то, благодаря внесённым поправкам, их жители освобождены от уплаты взносов. Наконец, не является ли принятие законопроекта, касающегося большинства граждан страны и направленного на облегчение их материального положения в условиях кризиса, сопровождающегося ростом цен, снижением зарплат и пр., решением государственных социальных задач?
На заседании Думы по сути вносимых поправок докладывал депутат МОД, член фракции КПРФ В.В. Фёдоров.
Но, как это часто бывает, члены фракции «Единая Россия» заблокировали поддержку законопроекта. Против него проголосовали 24 депутата, 10 за, 2 воздержались и 5 не голосовали.
На этом же заседании был представлен законопроект, подготовленный фракцией КПРФ в Московской областной Думе «О внесении изменения в Закон Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов».
Суть вносимых изменений – устранить ограничение на срок постоянного проживания на территории области (не менее пяти лет) при постановке на учет в качестве нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны.
Законопроект не был поддержан ни профильным комитетом Думы по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, ни Губернатором области. Обоснование для отказа довольно абсурдное, якобы его принятие увеличит численность таких льготников и повлияет на права уже состоящих на жилищном учете жителей.
Абсурдность заключается в том, что ветераны Великой Отечественной войны являются теми льготниками, к которым по закону применим иной учёт, иная очерёдность, иные источники финансирования. Поэтому они, по определению, не могут ущемлять жилищные права других категорий населения. Ветераны обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и включаются в Список 1 в хронологическом порядке (по дате их принятия на жилищный учет), и никак не могут обогнать тех, кто поставлен в эту очередь раньше. Согласно закону Список 1 ежемесячно уточняется органами МСУ и при наличии изменений представляется в уполномоченный орган, который не реже одного раза в год формирует Сводный список 1, используемый для расчета размера субвенций на новый финансовый период.
И с нравственной стороны, и с точки зрения здравого смысла никаких препятствий для принятия предлагаемых коммунистами законопроекта не должно быть. В самом деле, не так много осталось ветеранов войны, все они уже очень старые люди, нуждаются в уходе, некоторые из-за этого вынуждены переехать к родственникам в другой регион, невольно ухудшив их жилищные условия. И встречаются с дискриминацией – им отказывают в законном праве на жильё из-за недостаточного срока их постоянного проживания в Московской области. Как будто из-за переезда они перестали быть ветеранами, федеральными льготниками. Тем более, что от областных властей требуется только включить их в список и на основании этого получить средства из федерального бюджета.
В Московской области проживают порядка 180 тыс. ветеранов. В прошлом году за счет средств федерального бюджета улучшили свои жилищные условия 41 ветеран. В этом году Правительство Московской области направило заявку на обеспечение жильем 43 ветеранов Великой Отечественной войны и, тем самым, планирует обеспечить новым жильем всех нуждающихся (вернее, поставленных на учёт) ветеранов, проживающих в регионе.
По данному законопроекту так же докладывал заместитель председателя комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, член фракции КПРФ в Московской областной Думе, автор этой инициативы Виталий Владимирович Федоров.
Но, по–видимому, стремление победно отрапортовать о решении жилищных проблем ветеранов возобладало над здравым смыслом, и дискриминационные барьеры были сохранены. По итогам голосования законопроект не был одобрен: 15 депутатов проголосовали за законопроект, 12 против, 5 депутатов воздержались и 9 не голосовали. Так депутаты фракции « Единая Россия» в очередной раз продемонстрировали свою «заботу» о ветеранах войны не на словах, а на деле!