Подходит к завершению 2017 год, объявленный в России годом экологии. Стала понятна глубина и разнообразие экологических проблем, разрастание которых угрожает национальной безопасности страны.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 24% болезней и 23% всех случаев смертей являются следствием неблагоприятной экологии. Среди детей до 14 лет доля смертей, отнесенных за счет окружающей среды, составляет 36%. Воздействию неблагоприятной экологии подвергаются 89 миллионов россиян.
Достижением года экологии является привлечение внимания государства и общества к путям решения природоохранных, жизненно важных для каждого из нас проблем. В ходе дискуссий и первых практических шагов стали намечаться подходы к решению экологических проблем.
Одним из самых острых экологических вызовов современной России стала проблема захоронения и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО), которых ежегодно образуется около 70 млн. тонн, и это без учёта других отходов (промышленности, строительства, медицины и т.д.). Всего же в стране накоплено отходов (включая все виды отходов), по экспертным оценкам около 100 миллиардов тонн, по 680 тонн на каждого жителя страны. Каждый граждан России производит более 400 кг коммунальных отходов.
Полигоны или попросту свалки занимают огромную площадь в 4 миллиона гектаров, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерланд. Ежегодно мусором занимается полмиллиона гектаров новых земель. Официально в России работает около 15 тыс. полигонов по утилизации ТКО, но кроме разрешенных полигонов, по данным Минприроды, действует более 20 тыс. незаконных свалок. Сколько их на самом деле - неизвестно. Россия продолжает обрастать мусором и приближается к экологическому коллапсу.
Однако коммунальные отходы не обязательно зарывать в землю: значительную их часть можно возвращать в экономический оборот, как ценное вторичное сырье.
В Советском Союзе еще в конце 50 х годов были разработаны комплексные меры по возврату отходов в повторный оборот. В это время в большинстве Европейских стран мусор закапывали. В СССР сбор вторсырья осуществлялся повсеместно, поскольку придавалось большое значение его утилизации. На каждой улице находились пункты приема стеклотары, были доступны пункты приема макулатуры, металлолома, текстиля и т.д.
В СССР под эгидой Госснаба функционировала система вторичных ресурсов, в рамках которой был организован сбор и переработка отходов. Заготовками вторсырья занимались целых четыре ведомства — Минлегпром, Минчермет, Минцветмет и Центросоюз.
Вначале 60 х годов прошлого века в Москве, в Нагатино, появился первый огромный мусоросортировочный комплекс. Именно на основе Советских технологий европейские страны стали развивать свои системы сортировки отходов. После развала СССР в 1991 году и разгула капитализма эта уникальная система сбора и переработки вторсырья была разрушена. Новым хозяевам жизни было дешевле закапывать отходы, нежели их перерабатывать.
В Российской Федерации только в последние годы, в том числе и благодаря году экологии, начала формироваться государственная политика управления отходами.
В Европе размещение отходов на полигоне стало самым дорогим способом утилизации, поэтому переработка вторсырья стала доходным бизнесом. В странах Евросоюза перерабатывается 40-60% отходов, а в Швеции – 96%. У нас в России в лучшем случае перерабатывается 8% мусора и то по официальным данным, а остальной мусор просто вывозится на полигоны и закапывается.
Московская область, занимая 0,26% площади Российской Федерации, является лидером среди субъектов РФ по объему захоронений коммунальных отходов. Из 70 млн. тонн всех ТКО, образующихся в России за год, 11,7 млн. тонн приходится на столичный регион (3,8 млн. тонн — Московская область, 7,9 млн. тонн — Москва). Таким образом, в Подмосковье ежегодно на полигонах закапывается 20% мусора страны, утилизируется (вторично перерабатывается) менее десятой части.
В то же время Подмосковье является самым проблемным регионом по возможностям захоронения коммунальных отходов. На полигоны области свозятся отходы двух густонаселенных субъектов - Москвы и Подмосковья. Отсутствие мощностей по сортировке и переработке отходов, промедление с запуском технологий раздельного сбора мусора стремительно превращает Подмосковье в огромную переполненную мусором свалку.
Регион уже не справляется с лавиной отходов: большинство действовавших в Подмосковье мусорных полигонов закрыты, остальные должны быть закрыты в ближайшие годы в связи с их заполнением. Из 39 полигонов, существовавших в области на начало 2014 года, 24 закрыты, исчерпав ресурс. Сейчас на территории Московской области захоронение разрешено лишь на 15 полигонах, часть из них близки к исчерпанию ресурса. При этом по оценкам экспертов, в соответствии с техническими стандартами захоранивается не более 40% отходов, а большая часть просто сваливается на полигонах или попадает на несанкционированные свалки. Ситуация усугубляется дефицитом подходящих земельных участков под полигоны. Открытие же новых полигонов наталкивается на протесты населения нежелающего жить рядом со свалкой и подвергать риску здоровье.
Такая ситуация сложилась вокруг полигонов «Алексинский карьер» в Клину и «Лесное» в Серпуховском районе. Я выезжал на полигон «Лесное» на встречу с местными жителями, объявившими голодовку в знак протеста планам продлить срок работы полигона на 10 лет. Свалку должны были закрыть в 2018 г., но продлевают срок работы до 2028 г., причем с увеличением объема утилизируемых отходов. Многие действующие полигоны, в том числе полигон «Лесное» не оборудованы системами сбора фильтрата и дегазации. Поэтому в процессе разложения отходов и образования газа возможны возгорания, которые трудно будет устранять. По сути свалки - это мощные химические бомбы.
Закрытие в Московской области полигонов ТКО давно выработавших свой ресурс привело регион к ситуации близкой к мусорному коллапсу. Стали массово возникать несанкционированные свалки: карьеры, овраги и лес стали заваливаться мусором. Появились экзотические способы утилизации - «мусорное фермерство». Берутся в аренду заброшенные фермы, в которых складируется мусор и по ночам сжигается в силосных ямах. Жителям близлежащих сел не позавидуешь. По такой проблеме ко мне в 2016 году обращались жители деревни Кокино городского округа Кашира.
На полигоны ТКО Подмосковья 70% мусора поступает из Москвы. Правительство Москвы полностью перекладывает проблему утилизации отходов на Подмосковье, прикрываясь контрактами на вывоз мусора. К тому же объем отходов из Москвы значительно возрастет в результате реновации. Консервирование текущей ситуации приведет к существенным негативным проблемам, которые будут только нарастать.
При всех проблемах, связанных с закрытием свалок и протестов против продолжения работы действующих, мусор вывозить куда-то надо. Иначе выступления против свалок сменятся более массовыми мусорными протестами.
Исходя из областной территориальной схемы обращения с отходами в Подмосковье, планируется открытие 5 новых полигонов ТКО и расширение 6-ти ныне действующих свалок. На всех новых и модернизируемых полигонах предусмотрено строительство мусороперерабатывающих заводов, но ничего не говориться о системах дегазации и фильтрации. Местные жители оказались выключены из процесса принятия решений и соответственно начинают протестовать. В городском округе Серебряные Пруды пытаются разместить полигон ТКО над источником питьевого водоснабжения региона - Веневским водоносным горизонтом. Причем экологические последствия в расчет не принимаются. В таком серьезном вопросе, как размещение ТКО необходимо открытое обсуждение, а не имитация публичных слушаний.
В Московской области главным нововведением и альтернативой полигонам предлагается строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ). Предполагается построить четыре мусоросжигательных завода — мощностью до 700 тыс. тонн отходов в год каждый. В муниципалитетах, в которых планируется строительство заводов, жители негативно воспринимают перспективу такого соседства. Причем МСЗ объявляется самым перспективным способом утилизации отходов.
Согласно условиям конкурса, мусор должен сжигаться с использованием технологии колосниковой решетки. Выделяющаяся при этом энергия нагревает воду, пар направляется на отопление или на паровую турбину. Отходящие дымовые газы проходят несколько стадий очистки и поступают в атмосферу. По версии пропагандистов такого способа утилизации: эта технология, по сравнению с другими, требует меньших затрат и такие заводы работают в Европе и Японии. Поэтому, хотя эта технология и старая, но для массового сжигания отходов ничего нового не придумали. Правда замалчивается решение Евросоюза о прекращении строительства новых МСЗ в Европе, и по возможности, закрытия действующих.
В Подмосковье на четырех таких заводах будет производиться массовое сжигание мусора - 28% от годового объема, поступающего для утилизации в Московскую область. МСЗ должны быть оснащены сложнейшим и чрезвычайно дорогим оборудованием для очистки газов от опасных выбросов. Правда «складно на бумаге да забыли про овраги», т.е. строгость инструкции у нас зачастую не предполагает обязательность их исполнения. К тому же фильтры необходимо менять, они стоят дорого, поэтому будет соблазн сэкономить. При этом, МСЗ предназначены для сжигания раздельно собранных отходов. В связи с тем, что у нас отсутствует раздельный сбор, сортировка и переработка опасных отходов фильтры исчерпают свой ресурс достаточно быстро. В стране катастрофически мало предприятий по переработке вторсырья. Сейчас повсеместно стоят контейнеры по сбору отработанных батареек, но в стране только одно предприятие, находящееся в Челябинске, перерабатывает батарейки. Вряд ли из центральной России постоянно будут отправлять батарейки в Челябинск, скорее закопают на свалке.
Поэтому есть опасность загрязнения территории вокруг МСЗ на десятки километров и соответственно нанесение ущерба здоровью проживающих на этой территории жителей.
Приоритеты госполитики в сфере обращения отходов изложены в 89-ом федеральном законе. Это максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение и сокращение образования отходов, их обработка и утилизация и, наконец, обезвреживание (сжигание).
Исходя из закона 89-ФЗ, технологии сжигания мусора могут быть одной из возможных форм утилизации отходов, но должны стоять только на завершающем этапе системы утилизации. Сначала нужно перейти к снижению образования отходов, осуществлению их раздельного сбора, сортировки, вторичной переработки, и только потом рассматривать вопрос о строительстве мусоросжигательных заводов.
Во многих странах эффективно используется как раздельный сбор мусора, так и сортировка в промышленных объемах и переработка. В Японии утилизируется почти 90% отходов. Из переработанного пластика и стекла изготавливаются значительный ассортимент продукции. Часть тщательно отсортированных отходов, из которых все ценное для вторичной переработки извлечено, утилизируется на мусоросжигательных заводах. Эти предприятия не только вырабатывают электричество: получаемый шлак используют в строительстве, из него строят не только здания, но даже целые острова.
В Германии действует не менее отлаженная система раздельного сбора, сортировки и переработки отходов. В результате немцам удалось не только улучшить экологическую обстановку, но и бизнес стал зарабатывать на переработке отходов миллиарды евро.
Нам жизненно необходимо развивать вторичную переработку отходов, по оценкам экспертов РОСТЕХа более 40% отходов можно использовать для переработки. Если же продолжать закапывать отходы или сжигать, то сбудутся мрачные прогнозы, и мы не увидим из-за ядовитого смога солнца.
Проблему отходов необходимо решать системно. В России есть безопасные технологии утилизации отходов. Уникальная и экологически безопасная отечественная технология «Каскад» применявшаяся при утилизации химического оружия может быть использована для утилизации бытовых отходов. Эта технология была разработана в СССР еще 30 лет назад для экологически безопасной утилизации ТБО на базе процесса высокотемпературного пиролиза. Технология была доработана в связи с необходимостью утилизировать химоружие. В настоящее время эта технология не имеет аналогов в мире по своей экологической безопасности и экономической эффективности. По этой технологии будут строиться предприятия по утилизации отходов в ряде регионов России.
При наличии своих уникальных технологий, покупать зарубежные технологии – это верх необоснованной «щедрости». Нынешняя ситуация в мире ещё раз показывает - запад нам не поможет. Надо развивать и внедрять свои технологии - ведь наши космические корабли по-прежнему бороздят просторы космоса. Динамично развивается ядерная энергетика, ВПК, утилизируются ядерные отходы и химическое оружие.
Внедрение, в рамках диверсификации, своих уникальных технологий, таких как «Каскад», позволит решить не только проблему отходов, но и даст мощнейший импульс развитию экономики.
Однако в Московской области, а определение способа сбора и утилизации отходов это полномочие субъекта РФ, российские технологии не внедряют, а покупают зарубежные МСЗ. При гигантском объёме накопившегося мусора, нужно строить в Подмосковье десятки мусоросжигательных заводов, которые при отсутствии раздельного сбора, сортировки и переработки отходов могут нанести непоправимый ущерб экологии. Надо полагать, жители области не согласятся вдыхать химический коктейль и будут возражать против такого соседства. Открытие первого МСЗ предполагается в 2021 году, еще есть время обсудить подходы по утилизации отходов в Московской области. Действующие в области свалки достаточно быстро исчерпают свой ресурс, и придется открывать все новые и новые мусорные полигоны. Может эпопея с Мусоросжигательными заводами и направлена на сохранение нынешней системы захоронения ТКО.
Решение проблемы утилизации отходов, как в стране, так и в Московском регионе может быть решена при осуществлении комплекса взаимосвязанных мер: сокращение отходов, внедрение раздельного сбора, организация системы сбора вторсырья и перерабатывающих предприятий, предприятий и пунктов сортировки отходов, внедрение отечественных технологий утилизации отходов, таких как система «Каскад». Ликвидация свалок и переход на экологически безопасные способы утилизации мусора задача не одного года, и эти задачи необходимо решать. Регионам предоставлено право самостоятельно определять систему сбора отходов. Федеральный центр должен оценивать, насколько она эффективна, чтобы столь серьезный вопрос, затрагивающий национальную безопасность, не ушел в «свисток» и не выхолостился в пиар акцию.