21 февраля на 76-м заседании Московской областной Думы голосами депутатов фракции «Единая Россия» был отклонён проект федерального закона (ФЗ) № 611622-7 «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
По просьбе редакции этот факт прокомментировал заместитель Председателя Думы, руководитель фракции КПРФ, Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев.
- Николай Иванович! Законопроект, о котором идет речь, получил известность благодаря своему второму, неофициальному названию, как «закон о стакане молока». В чем его суть?
- Начну с того, что в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, оглашенном днем раньше, 20 февраля, главной целью государства названо сбережение народа, а оно, как известно, начинается с сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Указанный проект ФЗ № 611622-7, внесенный лидерами фракций в Госдуме ФС РФ Г. Зюгановым, В. Жириновским, С. Мироновым и Председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам В. Кашиным, был разработан в целях совершенствования организации питания учащихся, получающих начальное общее образование в школах нашей страны. Законопроектом предусматривается ежедневное предоставление учащимся питьевого молока, а также кисломолочных продуктов и/или сока прямого отжима в индивидуальных упаковках за счет консолидированного бюджета. Указанная продукция должна быть произведена только из сырья российского происхождения.
К сожалению, профильный Комитет Думы по вопросам образования, культуры и туризма вынес отрицательное заключение о проекте. Фракция КПРФ одобрила законопроект и по нашей просьбе вопрос о его согласовании был внесен в повестку заседания Думы отдельным пунктом.
- Какие доводы приводились фракцией в поддержку ««закона о стакане молока»?
- Прежде всего, отметим, что эффективность мер, предлагаемых законопроектом по поддержанию здоровья школьников и подростков, подтверждается многолетним опытом зарубежных стран. На сегодняшний день в программах регулярного бесплатного обеспечения молоком детей и подростков по всему миру участвуют более 140 млн. детей, в том числе в США, в Китае, в странах Евросоюза и численность участников таких программам растет.
В России программа «Школьное молоко» реализуется с 2005 года и в разные периоды охватывала более половины субъектов Российской Федерации. Положительные результаты программы, реализуемой более 11 лет, в Ленинградской, Белгородской, Воронежской областях и других регионах, отмечены Минздравом России. Медицинские исследования подтвердили, что в связи с реализацией программы в названных регионах заболеваемость детей до 14 лет снизилась на 11%, а доля практически здоровых детей увеличилась на 18%.
Вместе с тем в последние годы, количество регионов, самостоятельно реализующих программу «Школьное молоко», неуклонно снижается. В силу дотационности региональных бюджетов уже менее 25 субъектов РФ имеют возможность обеспечивать детей бесплатным молоком. Поэтому решать проблему нужно на федеральном уровне.
- Здоровье детей во многом определяется также потреблением фруктов. Как это отражено в законопроекте?
- Известно, что утвержденная федеральным законом продовольственная корзина в РФ определяет, что дети должны потреблять 118 кг фруктов в год. Между тем, официальная статистика показывает, что среднедушевое потребление плодовой продукции в России составляет всего 64 кг на человека (и взрослых, и детей). По этому показателю, который в Италии равен 149 кг, Австрии – 152 кг, США – 99 кг на человека в год, наша страна значительно уступает развитым странам. В рамках школьного питания одна упаковка сока прямого отжима объемом 200 мл позволит школьнику хотя бы частично компенсировать недостаточное потребление продукции садоводства.
- Какие финансовые ресурсы необходимы для реализации проекта закона № 611622-7 и какова позиция федерального правительства?
- При подготовке финансово-экономического обоснования к проекту принято, что на начало 2016/2017 учебного года численность учащихся начальных классов по данным Минобрнауки РФ составляла около 5 млн. 936 тыс. человек. Для реализации законопроекта потребуются дополнительные расходы консолидированного бюджета:
- 15,3 млрд. руб. – на обеспечение детей стаканом молока;
- 14,78 млрд. руб. – на обеспечение кисломолочными продуктами;
- 17, 15 млрд. руб. – на обеспечение соками прямого отжима.
Всего – около 47 млрд. руб., если принять, что школьникам будут предлагаться все три вида продуктов ежедневно.
В отрицательном заключении Правительства РФ на законопроект предлагается его финансирование по-прежнему возлагать исключительно на бюджеты регионов, большинство из которых являются дотационными. Одной из причин отклонения проекта названо: не указаны источники исполнения новых расходных обязательств федерального бюджета.
- В общем, как обычно, достиженья у страны есть, «только денег нет». Однако можно ли этот довод признать убедительным?
- Фракция КПРФ считает, что одним из источников финансирования законопроекта «о стакане молока» могла бы стать отмена пресловутого «бюджетного правила», навязанного стране Международным валютным фондом. Оно означает, что дополнительные нефтяные доходы изымаются из бюджета РФ и хранятся в заграничных банках. И это указание послушно выполняется Правительством РФ. Отметим здесь, что на Кубе, не имеющей ни нефти, ни газа, ежедневно всем детям до 7 лет молоко выдают бесплатно. Наверное, в России побольше ресурсов, чтобы выдать детям стакан молока.
Кроме того, фракциями КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» в Государственной Думе неоднократно и в различных вариантах вносился проект федерального закона о введении прогрессивной шкалы ставки НДФЛ, благодаря которому в бюджете будут получены дополнительные доходы более 1 триллиона руб. Это и будет источником финансирования расходов, необходимых для реализации данного законопроекта.
- Какие еще аргументы выдвигались нашими оппонентами при обсуждении проекта на заседании Думы?
- Представитель профильного Комитета Алексей Мазуров (фракция «ЕР»), повторив в своем выступлении в основном доводы заключения правительства РФ, озадачился тем, что в законе, якобы, предписано всем детям предоставлять только по 200 мл молока, в то время, как научно обоснованная норма – 300 мл. А первый зам. Председателя Думы Лариса Лазутина сказала о росте аллергии на этот вид продуктов у детей. Как будто кто-то собирается навязывать стакан молока всем школьникам без разбора.
Но здесь нужно подчеркнуть, что «закон о стакане молока» будет нормативно правовым актом рамочного типа, в котором нет конкретных цифровых показателей, а лишь предусмотрено, что порядок обеспечения учащихся указанными продуктами устанавливается Минпросвещения России, а нормы и критерии обеспечения школьников отнесены к компетенции федерального Минздрава. Поэтому все эти страхи и перепуги фракции «ЕР» не имеют под собой реальных оснований, что и показывает положительный опыт программ «Школьное молоко» в регионах страны.
- Каковы же были результаты голосования по проекту?
- С первой попытки не удалось «завалить» «закон о стакане молока»: из 40 депутатов, присутствовавших на заседании за отклонение проекта проголосовало 25 («ЕР»). Все 12 депутатов фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» солидарно голосовали против отклонения. Трое депутатов фракции «ЕР» не голосовали. Это было замечено Ларисой Лазутиной, которая вела заседание, и она настояла на проведении повторного голосования. В результате «второй попытки» «правящей партии» удалось получить 27 голосов, чтобы продавить нужный ей результат. Три фракции – по-прежнему были против и закон о стакане молока был отклонен Думой.
Но если подойти к вопросу с точки зрения нравственных координат и провести аналогию со спортивной борьбой, то правящей партии нужно бы научиться достойно проигрывать, поскольку победа любой ценой в данном случае равносильна поражению. Будем надеяться, что «судейская коллегия» избирателей Подмосковья со временем оценит подобное «неспортивное поведение» «партии власти» и окажет поддержку КПРФ и её союзникам в борьбе за сбережение народа не на словах, а на деле.