Путешествуем по России, путешествуем по миру

Константин Елисеев

Экосистема Антона Кротова, о путешествиях, людях, Ленине и коммунизме, жизни и смерти, народах и странах…

Не буду скрывать, с Антоном Кротовым, основателем Академии вольных путешествий (АВП), пожалуй, самым известным в России и СНГ путешественником - автостопщиком мы знакомы около двадцати лет и с ним давно на «ты».

Какие только отечественные и зарубежные издания и телеканалы не освещали его поездки по миру… целый разворот в своем первом номере в нынешнем году ему посвятила «Новая газета»… «МК», Комсомольская правда», «Мир Новостей»…. рассказывали о путешествиях нашего земляка, наконец дошла очередь (шутка) и до нашего скромного регионального издания.

Антон, как ты начал путешествовать?

Это самый распространённый вопрос. Его задают все, порой по нескольку раз на дню. Отвечаю подробно.

Свои первые поездки я совершил на электричках. Это было весной 1990 года, когда мне было 14 лет. В получасе ходьбы от места, где я живу, была платформа Левобережная (участок Москва-Калинин Октябрьской железной дороги), и я там часто бывал один или с приятелями. В один прекрасный день (как я потом выяснил – 30 апреля 1990), мы сели в проходящую электричку и вышли из неё на следующей остановке - это была станция Химки, уже за МКАД…

Так, собственно, и начались мои путешествия. 1 мая 1991 я отправился пешком в Солнечногорск (50 км). По дороге я натёр ноги, а также устал и долго отдыхал на предпоследней платформе Берёзки. А 9 мая 1991 я первый раз съездил в Бологое. Дело в том, что ещё осенью 1990 года мне стало ясно, что, если доехать до конечной станции электрички, — можно пересесть на другую электричку и таким образом продолжить своё путешествие.

Таким образом, я открыл «телепортатор» - возможность доехать до любого города СССР, снабжённого железной дорогой. Электричек и пригородных поездов тогда было больше, чем сейчас, а контролёров — значительно меньше; нередко я обходился без билета, как и многие другие пассажиры той интересной поры. Началось моё путешественническое лето-1991. За несколько месяцев я побывал в Конаково, Туле, Ленинграде (С-Петербурге) (12-13 июня 1991), Волоколамске, Торжке, Кимрах, Ярославле, Рязани, Владимире, Суздале, Костроме, Данилове, Новгороде, Дмитрове, Угличе, Калуге…

В конце 1991 года я начал писать бумажные письма на ещё не посещённые мной вокзалы, желая, на будущее, узнать расписания электричек по ним, чтобы рассчитать свои будущие поездки. А с начала 1992 года — и письма в разные областные газеты и школы, с целью наладить переписку с местными жителями и взаимно приезжать друг к другу в гости. Мне очень хотелось, чтобы в каждом городе Союза меня ждали какие-нибудь хорошие люди и приглашали в гости, на помывку и на ночлег; так оно и получилось, хотя не так быстро, как я изначально предполагал.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Академии вольных путешествий -26 лет Лесной трезвый сход вблизи д. Попадьина Талдомского района Московской области. Октябрь 2021 года

Откуда ты взял деньги на первые поездки? Заработал сам? Или дали родители? Друзья?

Первые небольшие поездки, совершённые мной в 14 лет, стоили ноль рублей, так как происходили на электричках и зайцем. Там, где я покупал билет, он стоил (1990 год) 5-10-15 копеек или около того, происхождение средств не помню.

Когда в 15 лет я начал уезжать на несколько дней, деньги давали родители - в пределах обычных карманных расходов, которые обычно выделяют родители своим детям. Две буханки чёрного хлеба в день, запиваемых водой из колонок — это и был мой рацион в большинстве первых путешествий, а передвигался я почти всегда бесплатно (контролёры были очень редки). Впрочем, я с 13 лет старался подрабатывать и сам — компьютерными работами, набором текстов и др. В 17 лет я начал жить отдельно от родителей. У меня появился источник постоянных доходов — торговля в электричках. Я распространял газету бесплатных объявлений «Всё для вас» и другую прессу, например, газету «Московский комсомолец», когда-то ещё довольно интересную.

Что ты берёшь с собой?

Из наиболее универсально полезных в дороге вещей следует назвать мозги, паспорт и рюкзак. Лично я, вообще говоря, барахольщик, и с каждым годом таскаю с собой всё больше вещей: большую кружку или заменяющий её котелок, довольно много географических карт, свои книги и иные бумаги, паспорт (с 1992 г), фотоаппарат (с 1994), спальник (с 1995), иногда палатку (с 1996), запасную одежду, кипятильник, ложку, «торпеду» (прозрачную пластиковую бутылку) — для воды в жаркое время или для крупы в холодный период года... С 2011 года у меня при себе обычно имеется нетбук / ноутбук, на нём я пишу свои книги во время путешествий, потому что в Москве я бываю уже достаточно редко.

Весной 2016 у меня впервые появился «буржуйфон» (бескнопочный телефон), в нём и микрофо-тоаппарат встроен, и GPS. И карты в него можно загружать, и интернетом пользоваться там, где нет компьютера.

Сколько нужно брать с собой денег?

Ваши расходы в путешествии будут равны вашим расходам дома. Если в бытовой жизни вы тратите, например, 200 руб. в день, то так же вы будете тратить и в поездке (пока деньги не кончатся). Человек, привыкший к иному уровню комфорта, и тратящий дома 100 долл. в день, потратит столько же и в пути (это — почти независимо от страны, где происходит путешествие, и от времени года). У нас в Африке уходило в первую поездку (1999 год) примерно по 70 долл. в месяц на человека, включая визы и всё остальное; во вторую поездку (2000) — по 100 долл.; в третьем африканском путешествии (2003) у меня улетало уже по 250 долларов в месяц — столько же, как правило, я тратил и дома в России. В 2020 году мои расходы в дороге ещё подросли, и в поездке в Африку достигли 300 долларов в месяц + расходы на визы — сравнивайте с тем, сколько у вас уходит дома.

Известный путешественник, Владимир Петрович Несин, который прошёл более чем по 140 странам мира пешком и босиком, много лет тратил на жизнь, по его словам, $1 в день + расходы на визы. Позже он увеличил свой расход до $2, стал тратить первый доллар на еду, а второй — на интернет.

Обычно человек выезжает из дома с некоторым количеством денег, в процессе поездки её тратит. Случается, что под конец человек переходит и в безденежный режим. У меня такое бывало – без денег я возвращался из Магадана (1996), из Индии (1998), из Судана (1999). Не надо этого бояться. В последние лет пятнадцать деньги у меня уже не заканчиваются, но если вдруг такое произойдёт, я не расстроюсь – опыт есть.

Когда все ваши деньги перейдут в поддержку экономики окружающего мира (вы их потратите, или их украдут) и у вас не останется ничего, — вы неожиданно для себя окажетесь в полностью коммунистическом обществе. То, что вы так долго усердно покупали, вам будет доставаться даром, совершенно незнакомые люди будут дарить вам деньги и еду, без вашей на то просьбы. Когда же вы вернётесь домой, помните доброту незнакомых людей и изобильность окружающего мира, и помогайте по мере сил тем, кто и сейчас в пути, и тем, кто не имеет денег, чтобы и они чувствовали изобильность мира и всемирное братство людей.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Гидростатом с материка на Сахалин, в самом узком месте пролива Невельского, август 2021 года

Тебя узнают на трассах, в транспорте?

Прямо на трассах - нечасто. Первый раз такое случалось в 1996 году, после того, как про меня показали две телепередачи и потом я ехал из Москвы в Магадан. Под Читой остановился водитель, видевший меня по телевизору незадолго до этого. Потом время от времени такое бывало, ну в год раз-два. На Сахалине в Холмске случайно встретился на дороге таксист, который видел меня по ТВ и был поражён, предложил исполнить любое моё (транспортное) желание – я выбрал перевозку в Южно-Сахалинск, что он и осуществил. В 2020 году под Петрозаводском остановился водитель, который когда-то был на моей лекции в этом городе. Так что на трассах бывает, но редко.

В крупных городах России, когда я гуляю или еду в транспорте, узнают, летом в среднем один раз в день, что в Москве, что во Владивостоке, что в Иркутске. В маленьких сёлах не узнают (разве что покажут по телевизору, тогда несколько месяцев подряд идёт эпидемия узнавания). Узнают летом в поездах, обычно один человек на вагон меня знает. Потому, что в поездах летом ездят не только среднеобычные люди и вахтовики, но и туристы, а среди них есть процент знающих меня. Зимой в поездах в РФ узнают очень редко. В Индонезии узнавали на улицах.. бывало, благодаря СМИ. В Африке и Америке – по-моему, никогда.

Какое самое необычное транспортное средство, которым приходилось ехать?

Ну, для многих будет казаться необычным- а для опытных вольных путешественников вполне нормально, — что я ездил автостопом в кабинах локомотивов, и в вагонах грузовых поездов, и в домиках геологов, которые перевозятся по железной дороге на Север, и в грузовом самолёте, и в барже, и на лодке-долблёнке, и на обычном пассажирском пароходе, и на грузовом судне-контейнеровозе, на машине-самоделке, а также и на машине, которая везлась в кузове другой машины…

Я проехал на Памире около 100 км до Мургаба верхом на бочке бензовоза (наверху, вцепившись руками в верхний люк бензовоза, на высоте 4000+ метров над уровнем моря, среди заснеженных вершин Памира, по дороге очень тряской и не очень хорошей). За полтора-два часа я промёрз до невозможности (а в кабине было уже переполнение); но интересно, что по приезду водитель захотел денег, и я действительно дал ему 10 сомони. Ну и по железной дороге тоже я ездил на бочке с нефтепродуктом.

Также, я ездил автостопом на крыше УАЗика и джипа; бывал девятым, а однажды даже десятым пассажиром в «Ниве», проезжая в её багажнике (багажник уже не закрывался, я вынужден был упереться ногами и головой в стенки «Нивы», чтобы не вылететь, опять же, на горной извилистой дороге); был пятидесятым и даже почти шестидесятым человеком в кузове грузовика в Афганистане, Судане… На крыше товарного вагона в Мексике и на Мадагаскаре; на снегоходе — по зимнику на Камчатке; на разных путейских машинах и дрезинах — по железным дорогам в разных местах.

Я проехал даже в старом паровозе, топящимся дровами (1912 года выпуска) по индонезийской сахаровозной узкоколейке, но скорость езды в этом транспортном средстве была как у пешехода; ездил и в других паровозах – не туристических, в Индонезии тоже. И на пароходе плавал, 'MV Liemba', в Танзании, ему тоже более ста лет (1913 год постройки), и до сих пор на плаву.

Мотоциклы и трёхколёсные мототележки и грузовички, обычные телеги (на очень небольшое расстояние по паре километров), грузовик со льдом — полный кузов льда, который нас подобрал на летней трассе в Индии… Мы запрыгнули в кузов, как были, в ботинках и с рюкзаками, и только потом поняли, что внутри имеется несколько тонн пищевого льда в брусках, который ехал с ледяной фабрики в какой-то городок (в Индии такой лёд используют вместо холодильников).

Однажды в Африке, в 2000 году, нас с другом подвезла машина инкассаторов - и интересно, что после проезда инкассаторы попросили денег. Но мы, в этом случае, ничего не дали: источник денег для инкассатора имеется и другой.

Один раз в 2000 году в Сирии нас подобрала «Скорая помощь», спешащая в Дамаск, с умирающим ребёнком внутри, и с его мамой и бабушкой. К сожалению, до Дамаска ребёнка не довезли километров сто — он умер, и нас оставили на трассе, а «скорая» развернулась и повезла ребёнка, и плачущих родственников, назад в их селение.

Катафалки (ПАЗики для мертвецов) нередко в России подвозят путешественников, едучи как с «клиентом», так и без оного. Однажды мы ехали в попутном почтово-багажном вагоне с гробами, оградами и памятниками для могил — «Грузы-200» в комплекте со всем оборудованием переезжали с севера на Большую Землю, и мы вместе с ними. Когда-нибудь мы умрём, и нас повезут уже как клиентов, это будет уже последний наш «автостоп».

Путешествуем по России, путешествуем по миру

в Шри-Ланке 2010 год

Бывали ли у тебя случаи опасности для жизни? Как выходил из ситуации?

Нет. Скоро уж тридцать лет путешествий, а я не встречаю и не помню случаев реальной высокой опасности, чтобы вероятность летального исхода была, хотя бы, 10%. Но были события, смотря на которые с расстояния прожитых лет, вижу, что всё же бывали неприятности, случаи, которые потом сами закончились хорошо, но вероятность смерти была, по моим нынешним оценкам, более 1%. Можно их все перечислить.

В 1997 году попал в автомобильную аварию, когда ехал вместе с Катей «Кольской» в кузове с кефиром и грузовик упал и перевернулся. Пострадал грузовик и одежда, поцарапались мы, но ничего не сломали.

В том же 1997 переходил с Олегом Моренковым и местными жителями Обь по тающему люду, в мае, и кто-то из нас мог бы провалиться в трещину льда и сильно промокнуть. Промокли и так, но только до пояса.

Много раз, в 1990-х и 2000-х, был задержан ментами на Кавказе, последствия могли быть любыми – это похуже, чем к бандитам попасть. Но, как видите, цел, обошлось потерями времени и денег.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Индонезия декабрь 2018 года

Возле Джаяпуры (Индонезия) в 2011 году попал в лодкокрушение – поплыл на остров на деревянной лодке с товарищем Потоцким, и лодка перевернулась на обратном пути от волн. Лодка не утонула, продолжила плавать, но вверх дном. Хорошо, нас выручили папуасы с большой моторной лодкой, отбуксировали нас, полностью мокрых, в Джаяпуру. Промок паспорт, мобильник, флэшки, бумаги. Мобильник пришлось выбросить.

Про малярию уж и говорить не стоит, которой я болел два раза — тут вероятность смерти менее 0,5%, при своевременно начатом таблеточном лечении. А так, я стараюсь избегать разных опасностей.

Многие ли путешественники были избиты местными жителями в России или дальних странах?

Это бывает редко, с людьми особого склада характера. Чаще всего страдал в своих путешествиях, известный исследователь железных дорог - Сергей Болашенко (у него где-то в интернете был специальный текст - про неприятности в его путешествиях).

Также бывают биты граждане, выглядящие очень молодо, или же связанные с пьянством или курением, или же ночующие в разных подъездах и развалинах, на вокзалах и в недостроенных помещениях в России. В дальних странах вероятность быть побитым совсем невелика, я даже сейчас и не припомню никакого подобного случая среди моих знакомых.

Случалось ли тебе за последние 25 лет по-настоящему серьезно заболеть?

Нет. Мне кажется, что серьёзные заболевания происходят у людей в старости. 45 лет (2021) - не возраст для заболеваний.

Пару раз подцепил малярию - один раз в Африке (2000), другой раз в Папуа (2011), я уже упоминал об этом. Анализов не делал, малярию распознал по внешним признакам, оба раза вылечился таблетками. Да, самоходность и активность была снижена на несколько дней. В Красноярске (2012) тоже, примерно на сутки, мне приплохело — но, врачи не нашли никаких причин и отклонений.

В Индонезии (2015) я подхватил лихорадку денге, от этого 5-6 дней я был менее активен, чем обычно, но к врачам не обращался и лекарств не принимал. В Росси весной 2020 года у меня пропал нюх – это был хорошо известный коронавирус. Других последствий от него не выявил.

Да в целом, болеть некогда, и не планирую это делать. Зубы вот ремонтирую иногда, за коленом приглядываю = оно иногда подозрительно скрипит. Думаю, что я существенно здоровее своих ровесников.

Антон, а случается ли тебе врать?

Как и почти любой человек, я изредка обманывал, или, сказать точнее, оставлял людей в заблуждении. На водопадах Голубого Нила под видом международного студенческого ISIC показал красную корочку удостоверения АВП на русском языке; на входе в порт на вопрос «Вы тоже моряки?», не задумываясь, соврал «Yes»; на границах и в посольствах, на вопрос, сколько у меня денег, когда не было таковых — умышленно завышал своё «богатство», а иногда, наоборот, занижал, и водителей-индусов смущал словами «Пайса най» (денег нет), чтобы избежать более пространных рассуждений при отсутствии словарного запаса...

Проникнув на ангольский пароход, на вопрос «А где билет?» ответил неопределённым «Был билет, да весь вышел» (что явилось, строго говоря, обманом, так как билета никакого у меня и не было); в визовой анкете Ботсваны написал, что хочу потратить в сей стране $1000, хотя такого желания и денег таких тогда не имел. В общем, нередко было такое, что своими словами и поведением я вводил собеседников в заблуждение, в чём легко и признаюсь.

В последние лет десять я стараюсь никого не обманывать. Но бывает недоговариваю, ведь полная версия какой-либо информации не всем людям нужна и полезна. Снимаю квартиру, хозяйка спросит: «А кто здесь будет жить?» - отвечаю «Да вот, мы с друзьями и будем жить», количество друзей обычно не уточняю, например, бывших одноклассников, живущих

Когда я сообщил, что буду интервьюировать тебя, один весьма уважаемый мной социолог, просил уточнить у тебя насчёт людоедов (каннибалов) в Папуа, в Африке… Встречался ли ты с ними? Они тебя не съели?

Настоящими людоедами являются политики и руководители некоторых стран. И сейчас они есть, и в ХХ веке их было немало. Что же касается простых людей, то число людоедов среди них очень невелико. Конечно, можно найти их... в интернете. Наберите в Гугле: «Каннибал в США», «Каннибал во Франции», «Каннибал в Москве» и вы узнаете, что людей едят в самых высокоцивилизованных странах. Но случается это очень редко. Вероятность быть съеденным в Африке, в Папуа, в Латинской Америке невелика. Такова ж, как в Москве. Меня люди ещё не съедали. И даже не надкусывали.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Тебя депортировали из каких-либо стран?

Выгнали из Анголы в 2001 году и из Эфиопии в 2003… Официальных штампов о депортации не было, суда тоже не было, в паспорте никаких вредных отметок, обычные выездные штампы.

В каких тюрьмах сидеть лучше? Говорят, в Европе хорошо.

Не знаю, опыта у меня недостаточно. Что в Батуми, что в Аддис-Абебе сидеть было не очень комфортно, а в приличных странах меня не сажали.

А как же пенсия? Всё человечество ждёт пенсии!

Всем людям мужского пола молодого поколения я раскрою секрет: пенсии у нас не ожидается. Независимо от того, готовить её или нет. Предпринимать какие-либо действия для добычи пенсии я считаю глупым. Когда мне все поначалу втирали о важности пенсии (в годах 1995...2005), средняя продолжительность жизни мужчин в России была 58 лет, а пенсионный возраст — 60. Сейчас статистика говорит, что растёт долгота жизни, особенно на Кавказе (где меньше пьют) и в Москве, — но чиновники подняли и пенсионный возраст до 65, чтоб он был всё же чуть большим, чем средний возраст нашей ожидаемой смерти.

Шансов дожить до пенсии у мужчин не так много (кроме некоторых госструктур и северных граждан, где кто-то уходит на пенсию и в 40 лет, там и жизнь покороче), но и тем, кто доживёт, придётся наблюдать, что молодёжи тоже почти нет, одни бабульки (наши нынешние ровесницы). Всё, что отчисляют в «пенсионный фонд» сегодня, идёт на уплату пенсий и пособий старикам, трудившимся в годы СССР. Нынешнему же поколению, и тем, кто моложе, чувствую, что почти ничего не достанется.

Обеспеченная старость от государства для всех - это миф. Думайте своей головой, не верьте пенсионным фондам, ваучерам, государству, МММ, страховым компаниям, банкирам и другим корпорациям, обещающим вечное счастье в далёком будущем за материальные вложения сегодня. И не берите ипотечные кредиты в банках.

В скольких странах ты был? Собираешься ли ты посетить все страны?

Из общеизвестных государств-членов ООН, я побывал в Афганистане, Австрии, Албании, Анголе, Андорре, Азербайджане, Армении, Бангладеш, Бахрейне (недолго), Белоруссии, Бельгии, Бенине, Болгарии, Боснии, Ботсване, Брунее, Буркина-Фасо, Бурунди, Ватикане, Велико¬британии (недолго), Венгрии, на Восточном Тиморе, во Вьетнаме, в Гамбии, Гватемале, Гвинее (Конакри), Гвинее-Биссау, Германии, Голландии, Гондурасе, Греции, Грузии, Дании, Египте, Замбии, Израиле, Индии, Индонезии, Иордании, Иране, Испании, Италии, Казахстане, Камбодже, Кении, Киргизии, Китае, на Коморских Островах, в КНДР (Северной Корее), в Коста-Рике, на Кубе, в Лаосе, Латвии, Ливане, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, на Маврикии, в Мавритании, на Мадагаскаре, в Македонии, Малайзии, в Мали, на Мальдивах, на Мальте, в Марокко, Мексике, Молдавии, Монако, Мон¬голии, Мьянме, Намибии, Непале, Нигере, Никарагуа, Норвегии, Объединённых Арабских Эмиратах, Пакистане, Папуа-Новой Гвинее, Польше, Португалии, России, Руанде, Румынии, Сальвадоре, Сан-Марино, Саудовской Аравии, Сенегале, Сербии, Сингапуре, Сирии, Словакии, Словении, Судане, США, Таиланде, Таджикистане, Танзании, Того, Тунисе, Туркмени¬стане, Турции, Уганде, Узбе¬ки¬стане, Украине, Фин¬ляндии, на Филип-пинах, Франции, Хорватии, Чаде, Черно¬гории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Эфиопии, Южной Корее и Японии. Ещё я путешествовал по СССР — чем не страна, причём сильно отличающаяся от многих других. В этом списке, получается, 119 государств.

В некоторых малопризнанных странах, и в территориях с неясным статусом я тоже ходил и путешествовал. Это 12 территорий, включая Западную Сахару, Косово, Абхазию, Южную Осетию, Гонконг, Макао, Северный Кипр, Палестина, Приднестровье и проч.

Итого, получилось стран и территорий - 131 (на 1 июня 2020). Не очень много, но я и не собираюсь побывать во всех - это очень долго, дорого и хлопотно; особенно сложноваты и дороги острова.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Мадагаскар 2014 год

В подробностях, сколько времени где я провёл, можно долго рассуждать и считать. Сообщу вкратце, что:

1) Вот страны, где я провёл (в путешествиях) три месяца или больше: это Египет, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Мексика, Россия, Таджикистан, Турция, Украина, Шри-Ланка. Таких стран, получается, одиннадцать. Хотя на Китай или Индию и три месяца мало, тут и в три года не успеешь, чтобы разобраться с такой огромной и интересной страной!

2) Вот страны, где я провёл месяц, два или немногим более: это Афганистан, Белоруссия, Германия, Иран, Мадагаскар, Малайзия, Марокко, Намибия, Никарагуа, Папуа-Новая Гвинея, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, США, Таиланд, Танзания, Узбекистан, Эфиопия. Таких стран, получается, девятнадцать.

Выходит так, что в 30 странах я путешествовал достаточно много и плотно.

Какие из посещенных мест (РФ / мира) наиболее (и наименее) продуманы, приспособлены для путешественников (и местных)?

И тут сложно сказать. Мне показалось, что очень удобно устроена страна Швейцария - там всё для местных жителей продумано, и общественный транспорт (его система, и многообразная система проездных), и бомбоубежища, и таблички для слепых, и дорожки для инвалидов, и система управления государством. Для путешественников это тоже неплохо, только очень уж дорого там всё.

А наименее продуманная, весьма малоу- и торговля, и транспорт, и интернет, и туалеты, и быт вообще, и получение визы, и авиабилеты туда,… и опять же там всё дорого, что-то и подороже, чем в Швейцарии будет. Но зато люди там такие хорошие, папуасы, добрые и радушные, гостеприимные, это компенсирует недостатки и отсутствие инфраструктуры.

Ещё неудобен и сложен для путешественников Чад и некоторые другие страны Западной Африки.

Из российских городов наиболее продуманные и удобные для путешественников -Москва и Петербург. Опять же, конечно, всё дороговато, но всё есть, и таблички и указатели, и нормально допоздна работает местный транспорт, и магазины, и самолёты и поезда, всё есть и удобно (только не очень дёшево). Из неудобных городов — длинные города, разбросанные, типа Архангельска или Волгограда: огромные расстояния между клочками города, и недоразвитость общественного транспорта, делают их менее удобными.

А если бы в России стало для тебя невозможно жить, куда бы ты перебрался?

Сложный вопрос. До 2014 года я отвечал - «наверное, на Украину», но затем в Украине стали происходить разные политические изменения, и попадать на Украину с российским паспортом теперь не так просто, как раньше. Люди-то остались прежние, а въезд стал затруднён. А куда ещё? Беларусь? Киргизия? Латвия? Кому-то и там я могу быть полезен, но меньшему числу людей, чем в России или Украине.

А вообще есть многие приятные страны. Индонезия, например, или другие - я уже писал о них. Но при желании переселиться, в каждой стране нужно иметь в уме два числа: Х – сколько людей мне там нужно, Y – скольким людям там нужен сам я. Умножая эти числа, получаете «рейтинг» страны для эффективного переезда. Подумайте об этом.

Один из основателей АВП, мой друг Сергей Зубцов, написал отличную книгу «Как жить в Западной Европе». На своём опыте, и опыте многочисленных эмигрантов, он описывает структуру современного западного мира, делает выводы - выгодно ли это экономически? Как там с общением, с самореализацией, с бюрократией? Кто там приживётся, а кто не очень? С.Зубцов сделал свой выбор — поменял обратно Францию, в которой прожил немало лет, на Москву. Вы можете прочесть его книгу как в бумажном виде, так и в интернете.

Много ли русских в дальних странах?

Много. Русские (бывшие советские) - вообще международная нация. Русские моряки встречаются во всех портах мира; русские геологи добывают золото и алмазы во многих странах; русские летают, воюют, занимаются бизнесом, работают врачами, специалистами во многих странах Африки; строят АЭС в Иране, продают сувениры в Намибии; это не говоря уже о том, что миллионы бывших советских граждан переселились в США, Германию, Израиль — где вообще «на четверть бывший наш народ». Говоря опять-таки словами Высоцкого, «проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке». Всюду наши! В ста основных странах мира.

Можно найти клубы русских в интернете — для этого можно набрать в поисковике «Русские в стране Х»: Русские в Таиланде, Русские в Австралии, Русские в Мексике… Есть и группы ВКонтакте, и форумы соответствующие; там можно узнать у них, как там укорениться, как жить, какие особенности стран. Даже в самых диких странах Африки найдётся десяток-другой русскоязычных: в основном это женщины, вышедшие замуж за африканских студентов в поздние советские годы, отправившиеся с ними на чужбину и там застрявшие на десятилетия. Порой заграница не так радужна, как казалась из Союза, когда хотелось им хоть куда уехать. Но обратно им уже сложно вернуться, да и не привыкли они к нынешним реалиям российским, так и остаются в Африке, вырастили коричневых детей, и растят внуков уже.

Граждане бывшего СССР, увидев в весьма дальних странах нас, автостопщиков-соотечественников, обычно рады нам. Чем меньше в такой-то стране русских, тем больше рады. А вот там, где русских уже весьма много, там трудно рассчитывать на ночлег у первого попавшегося вам русского. И это совершенно естественно.

Россию-то, ты всю объездил?

Россия - величайшая страна мира, и её не сможет полностью объездить ни один путешественник, и ни один политик, и ни один чиновник, ни один бизнесмен за всю свою жизнь.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

Конечно, это что ещё назвать - «объездить Россию». Россия делится сейчас на 85 регионов . И если считать, что «объезжание России» заключается в том, чтобы хотя бы раз побывать в каждом из этих 85 регионов, — то такая задача выполнима. Участники экспедиций и мудрецы АВП побывали во всех регионах; я тоже был во всех регионах России и в их столицах, от Калининграда до Анадыря. В Анадыре я побывал в декабре 2015 года, этим завершил 25-летнюю эпопею по посещению всех регионов РФ.

Из 85 регионов России, я лично побывал всюду, а также во всех упразднённых регионах (Корякия, Таймыр, Эвенкия, Усть-Орда, Коми-Пермяцкий и Агинский АО). Очень много где - в 83 регионах России — я читал лекции по автостопу и путешествиям. А также я был во всех областях Белоруссии (их 6; в большинстве — с лекциями), и во всех 26 регионах Украины (причём в 22 укр.областях я уже проводил лекции) .

Я посетил все страны СНГ (уже до 01.09.1999) и бывшего СССР и все 15 их столиц. Точное число городов, посещённых мной, я не подсчитывал. Но могу похвастаться, что читал лекции о вольных путешествиях, более чем в 250 городах, всего проведя более 1000 лекций. От Вильнюса, Риги, Львова, Мадрида, Варшавы, Ужгорода, Флоренции и Касабланки, до Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропав¬ловска-Камчатского, Анадыря, Шанхая и Джаяпуры в Индонезии. От Архангельска, Мурманска и Норильска, до Кишинёва, Душанбе, киргизского Оша, Дели, Коломбо на Шри-Ланке и до индонезийской Джакарты.

Но если смотреть глубже, ну по районам – в России около тысячи административных районов. Кто-то посетит их все? А некоторые наши районы по размеру побольше многих европейских стран! А кто хочет посетить крайние точки России, северную, восточную, южную и западную, а также географический центр России? Ой, объехать всю Россию нелегко, совсем нелегко !

В какие страны сложнее всего получить визу? Это, наверное, США?

Вовсе нет. Визу США может получить почти любой россиянин, имеющий большой опыт путешествий, для этого не нужны ни справки из банка, ни брони гостиниц и билетов, ни прочая бюрократическая ерунда, которую собирают европейские консульства. Подробнее я писал об этом в блоге, да и написано про визу США вообще немало.

Сложно посетить Туркменистан: визы его выдаются, в основном, лишь транзитные, с фиксированными точками и днями въезда и выезда, на три, редко на пять дней, при наличии виз соседних стран. Я успел побывать в Туркмении в 1997 году, пока страна почти полностью не закрылась.

Сложно посетить Бутан и Северную Корею — в них можно попасть, только будучи членом оплаченного тура, и стоимость немаленькая: 200-250 долларов в день за Бутан + авиабилет, ну и стоимость КНДР того же порядка.

Самая сложная виза в мире была, ещё десять лет назад, Ливийская виза. Сейчас вообще непонятно, что с Ливией творится, и есть ли там единая виза и как получить её. Фактически, мы имеем сейчас два правительства, вероятно с разными визами, которые выдаются только военным советникам или другим полезным им гражданам. В Ливии я не был.

До недавних пор сложно было попасть в Саудовскую Аравию, но уже в 2019 году саудиты начали выдавать электронные визы всем желающим, включая немусульман, женщин и т.д. По этим электронным визам поехать в хадж нельзя, но посмотреть другие города Саудии — можно.

Определённые проблемы возникали также у граждан, желающих посетить Судан, Эритрею, Соломоновы Острова.

Ты всегда путешествуешь? А где твой дом?

Внимательный читатель уже заметил, что я путешествую не всегда. В 2009 году я провёл в Москве 101 день, в 2012 году — 56 дней, в 2015 году – 65 дней, а в 2019 году - всего около месяца. В 2020 году провёл в Москве несколько месяцев – виноват, конечно, вирусный карантин. В Москве я пишу свои книги, организую встречи, лекции, издаю книги, развожу их по магазинам, принимаю гостей. Если я живу сейчас не в Москве, а в каком-то другом городе, например, в Севастополе, или раньше в Красноярске, Стамбуле, Владивостоке, Антананариву… то я занимаюсь примерно тем же, что и дома. Только если вокруг меня - страна типа Мадагаскара, тогда книги не продаю там.

Довольно часто ты у себя дома организуешь встречи с путешественниками, проводишь лекции, как относятся к этому твои соседи?

Так как я базируюсь в одном месте уже долго, с 1993 года, то соседи, поневоле, привыкли, что почти все люди с рюкзаками, встреченные ими в подъезде и вокруг него, - направляются ко мне. Те соседи, кто от этого уставали и сильно нервничали, -за последние 25 лет уже умерли от своего беспокойства, и остались (путём естественного отбора) самые стойкие. Недавно появился ещё один вредный сосед, он иногда бывает нетрезвым. Раз или два в год он, видя моих гостей, вызывает милицию (полисмены приезжают, но не вредят). Посмотрим на судьбу этого соседа в будущем.

Пользуясь случаем, сообщу: не нужно скапливаться в моём подъезде, используя его как клуб по интересам, и тем более - ночевать там на лестничной площадке. Соседи недовольны. И ещё: во время моего отсутствия в Москве тусовки у меня дома не производятся!

Приходят ли к тебе вредные и неадекватные люди?

Редко, но такое бывает. Как правило, они надолго не задерживаются. Раньше, в середине 1990-х, было больше такой странной публики. Изредка — но случалось, что мою квартиру посещали странные люди: бомжи; дети-беспризорники; милиционеры; люди с сильным запахом; адепты редких сект; граждане удалённых стран; престарелые; вруны; воры; люди с больной психикой; и другие страннюки. Большого вреда они не приносят. За минувшие годы я научился выпроваживать явно неподходящих граждан. Сейчас они совсем стали редки, да и сам я реже появляюсь в столице.

Запрет на пьянство существенно улучшает средний уровень публики, как в квартире и на тусовке, так и на мероприятиях Академии Вольных Путешествий вообще.

Говорят, что ты спишь на полу, а не в кровати. Это так?

Да, верно. И остальные гости, вписчики, друзья у меня тоже спят на полу, на ковриках. Также на полу спит и примерно половина жителей планеты. В нашей России издревле завелись кровати, потому что отопления не было, а с пола сквозило холодом. В наше время, когда квартиры отапливаются, спать на полу не холодно, нормально, для здоровья полезно, для позвоночника, и меньше ненужных вещей появляется в доме.

Почему ты не пьёшь алкоголь?

Мне мой трезвый ум полезней и важней, чем ум, затуманенный спиртными, наркотическими и другими веществами.

Попутно хочу предупредить, что нельзя появляться у меня в гостях с пивом и иными алкогольными напитками (безотносительно к тому, снаружи или внутри вашего организма вы храните эти напитки). Курить у меня дома и на балконе также нельзя!

По моему мнению, примерно четверть проблем, возникающих в российской жизни, возникает от пьянства.

А другие 3/4 проблем?

Ещё четверть - от людской необязательности, ещё четверть - от различной трактовки слова «любовь», и оставшаяся четверть - по разнообразным причинам. Так что будьте внимательны, аккуратны, трезвы, не опаздывайте, не подводите других людей, держите своё слово.

Правда, что ты очень любишь Ленина?

Меня интересует Ленин - это же, вероятно, самый известный в мире русский человек. И у него было много полезных идей: электрификация, всеобщая грамотность, земля - крестьянам, мир - народам. Были и ошибочные идеи. От некоторых из них он успел отказаться при жизни, Ильич был мастером политического манёвра.

Я вовсе не хочу копировать или идеализировать его деятельность. Как я уже сказал выше, считаю, что в моём случае более ценны локальные действия, чем попытки глобального переустройства мира. Но мне интересна его жизнь, и вся история России вообще за последние пять веков, его теоретические статьи и выводы и практические действия, попытки организовать народовластие и что из этого вышло. Также я фотографирую статуи Ильича, собираю фотоколлекцию (но вы свои фото Ленинов мне не присылайте, я только свои снимки накапливаю). Никакого идолопоклонства, просто фотоколлекция.

Коммунизм должен наступить, если человечество хочет протянуть на этой планете подольше. Но методы его построения уже будут, полагаю, иными, чем у Ленина. Чтобы понимать будущее человечества, полезно изучить и наше прошлое.

А борода у тебя- это имидж путешественника? (или, в более простом обществе, так: «Слышь, мужик, сколько лет бороду не брил?»)

Борода - естественное свойство мужчины, наряду с другими мужскими признаками. Брить бороду - малоэффективное занятие, отнимающее месяцы жизни (если интерполировать на среднюю продолжительность таковой). Многие известные люди ходили с бородами, среди них Маркс, Энгельс, Ленин, Иисус Христос и все пророки, Лев Толстой, Фидель Кастро, Алексей Воров, Миклухо-Маклай, Сократ, и мн.др., не только путешественники. Они были занятыми людьми и не тратили время на бесполезное занятие. Вот и я не трачу. Однако, борода не является свойством путешест¬венника: есть и путешественники без бород, равно как есть и бородатые люди, не занимающиеся путешес¬твиями!

Вторая разновидность этого вопроса (просторечная) предполагает, что если я не брею бороду или волосы, то они растут бесконечно, и по длине бороды или волос можно определить, сколько времени я не брился. Это обычно не так — и я, и большинство людей, подстригаем бороду. Я не брил её более чем двадцать пять лет, но она регулярно подстригается.

Путешествуем по России, путешествуем по миру

В гостях у Антона Кротова, 21 октября 2021 года

Автостоп это принцип или стиль жизни?

Константин, надеюсь, внимательный читатель уже понял, что автостоп - это просто метод передвижения, метод познания мира, часть Вольного Путешествия. Но он не может быть ни принципом, ни стилем, ни исключительным смыслом моей жизни. Это лишь одна из составляющих. Один из методов изучить устройство и сущность окружающей Вселенной. Чтобы самому быть правильной частью этой Вселенной, полезно представлять окружающий тебя механизм.

Антон, читаешь ли ты, хоть изредка нашу «Подмосковную правду», интернет-ресурсы МК КПРФ?

Хоть изредка читаю, как правило, один-два раза в месяц. Мне нравиться, что сейчас, особенно в пандемию, на ваших ресурсах открыта рубрикам «Путешествуем по России», из которой я сам кое-что полезное узнал, к примеру о судьбе временно исчезнувшего из Северного порта теплохода «Сайма», который Вы отыскали в Кимрах, о том, что оказывается несколько лет назад в Каменске-Уральском ликвидировали троллейбусную сеть, о чем я поведал этим летом, кстати, тем же уральцам в «Доме для всех» в Екатеринбурге, о поездке в Магадан, который я впервые посетил в 1996 году, добравшись до него автостопом…

Не являются ли путешествия побегом от реальной жизни?

Скорее, это шаг навстречу реальной жизни.

Если бы ты мог задать вопрос Богу, что бы ты у него спросил?

Хотел бы узнать дату своей смерти, чтобы удобнее было планировать жизнь.

P.S. Пока верстался номер, нам в редакцию позвонил А. Кротов и сообщил, что последнюю неделю октября он посвятит путешествиям по Белоруссии с проведением лекций в крупных городах, с середины ноября - он направляется в Пакистан, ближе к Новому году – в Мурманск, Лапландию…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин поздравил с Международным женским днем – 8 марта!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Выступление Первого секретаря МК КПРФ Николая Васильева на отправке 123 гуманитарного конвоя КПРФ на Донбасс

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Фракция КПРФ в Московской областной Думе на 79 заседании поддержала ряд важных законопроектов Московской области

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов встретился с активом Коломенского местного отделения «Дети войны»


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда