Реформа местного самоуправления выходит на финишную прямую. Осталось совсем чуть-чуть, и с 1 января будущего года вновь образованные муниципальные образования станут самостоятельными в решении вопросов местного значения. О том, какие принимаются законы областным парламентом в сфере местного самоуправления, какие существуют сложности, рассказал "Подмосковной правде" заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, член фракции КПРФ Александр Анатольевич Наумов.
- В ходе консультаций с главами городов и районов можно констатировать, что не везде реформа реализуется так, как того требует законодательство. Хотя надо признать, что само законодательство о местном самоуправлении далеко не идеально, имеет много неточностей и недоработок. В ряде муниципальных образований между уровнями власти существует "негласная" война, нередко перерастающая в конфликты. Камнем преткновением является разделение муниципального имущества. Получается, что одни хотят больше, другие, напротив, не готовы расстаться с доходным имуществом. Или другая ситуация: передается имущество, а денег недостаточно на выполнение тех или иных задач.
Сегодня финансовая сторона функционирования муниципалитетов выходит на первый план. У нас существует экономическое неравенство, когда одни муниципальные образования способны за счет крупных предприятий содержать себя, а, скажем, сельские поселения где-нибудь на окраине области будут не в состоянии наполнять собственный бюджет. За счет чего им тогда жить? Нет сомнений, что областное правительство должно уделить как можно больше внимания экономически отстающим районам, увеличить их финансирование.
Кстати, недавно в Госдуме проходил "круглый стол", где поднималась проблема регулирования имущественных и межбюджетных отношений муниципалитетов. От Московской областной Думы в дискуссии участвовал председатель комитета по местному самоуправлению. Был обозначен круг проблем, которые возникли в Московской области в ходе реализации реформы местного самоуправления, и высказаны предложения, выработанные комитетом.
Как я уже говорил, появление такой нездоровой ситуации стало следствием немалого количества пробелов в федеральном законе № 131 "О принципах организации местного самоуправления". Разумеется, Московская областная Дума и депутатский корпус фракции КПРФ прикладывают достаточно усилий, что минимизировать последствия проводимой в стране муниципальной реформы. Совместно с Правительством области, Министерством по делам территориальных образований Московской области проводится комплекс мероприятий, направленных на создание условий ровного и стабильного развития всех муниципальных образований. К слову, за последний год было принято большое количество нормативно-правовых актов, законодательно регулирующих отношения между муниципалитетами. В основном законы были направлены на разграничение муниципального имущества, установление и изменение границ муниципальных образований, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями и обеспечение порядка решения вопросов местного значения.
В Подмосковье процесс разграничения муниципального имущества завершится в апреле этого года. Если брать во внимание проводимую реформу в целом по стране, то ситуация в Московской области выглядит несколько лучше по сравнению с другими регионами. Даже тот факт, что уже 20 муниципальных образований решают все вопросы местного значения, говорит о многом. Нам удалось эффективно подойти к решению всех сложных вопросов. Однако есть еще над чем работать, и фракция КПРФ в Мособлдуме будет оказывать всестороннюю поддержку муниципальным образованиям, выступая с инициативами в данной сфере.