В этом аспекте особо необходимо отметить несовершенство законодательства в области обращения с отходами, где законодательной основой является Федеральный закон десятилетней давности. В Законе не учтены нормы международного права и принцип «загрязнитель платит» носит чисто декларативный порядок, существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В Законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и др. Государственная политика в области обращения с отходами остается малоэффективной, отсутствуют долгосрочные программы в этой области. И это только небольшой перечень норм, которые требуют доработки или совершенствования.
С 2004 года прекращена реализация подпрограммы «Отходы», входившей в состав федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы (2002 - 2010 г.г.)».
Решение проблемы обращения с отходами, как составной части экологической безопасности, тем более актуально, что огромный резерв в экономии природных ресурсов (сырья и энергии) можно получить, возвращая промышленные технологические отходы в производственный процесс или используя отходы в качестве вторичного сырья.
При этом необходимо ориентироваться на следующие приоритетные положения:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если ущерб от неё превышает полученную выгоду;
- ущерб окружающей среде от любой деятельности должен быть минимизирован;
- принцип «загрязнитель платит» должен использоваться в практике как можно шире.
В заключение хочу остановиться на некоторых основных проблемах совершенствования природоохранного экономического механизма, связанных с практической реализацией принципа «загрязнитель платит»:
1. В целом налоговое законодательство не соответствует целям охраны окружающей среды, а механизм его реализации не способствует рациональному природопользованию и природоохранной деятельности.
2. Нуждается в совершенствовании система платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды, которые должны реально обеспечивать принцип “загрязнитель платит”.
3. Необходимо вернуть в федеральное законодательно целевое расходование собранных платежей, направив их на реализацию только природоохранных мероприятий.
Для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления необходимо разработать новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая должна базироваться на Модельном законе «Об отходах производства и потребления» для государств-участников СНГ (принятом в октябре 2007 года на МПА СНГ). Положения закона в полной мере содержат нормы прямого действия, реализующего ответственность производителя в соответствии с принципом «загрязнитель платит».
9 декабря 2008г. О.Приймак