Оптимизация - это когда рационально, с минимальными затратами происходят изменения в некоторой системе управления, и субъект этого управления начинает развиваться, улучшая свои показатели. Это интуитивное определения понятия «оптимизация» понятно многим. Для удачной оптимизации надо сначала поставить цели; проанализировать, почему эти цели не достигаются при старой системе управления, т.е. найти узкие места; и потом расшить эти узкие места.
В 90-ые годы в стране прошла аферистическая оптимизация всей страны. Разрушали и страну, и душу народа. Ее последствия ощущаем и сейчас. Это была оптимизация, равная разрушению т.е. контрреволюция. Сейчас происходит эволюция. Это когда победивший капитализм развивается и продолжает оптимизировать страну в угоду правящего капиталистического класса.
Кое-где оптимизация = разрушению.
Рассмотрим один пример оптимизации. В одной ЦРБ убрали лабораторию. Оптимизация это или разрушение? На мой взгляд, это оптимизация. Никогда бы не поверила, если бы сама не увидела. Пришла я как-то сдавать кровь на анализ в свою поликлинику. Сижу в коридоре, в очереди напротив открытой двери кабинета, куда пациенты ставят на стол анализы мочи: сначала кладут на стол направление, а на него - баночку с анализом. Заходит медработник в кабинет, все баночки перекладывает в саквояж, а потом собирает в стопочку направления, кладет в карман халата и уходит отвозить все собранное в лабораторию. Я обалдела в ступоре, только рот открыла, чтоб выразить свое возмущение, а работника и след простыл. А тут и моя очередь подошла.
По-моему, это настоящая оптимизация. Нескольким медработникам-лаборантам зарплату платить не надо. Помещения лаборатории можно использовать по другому назначению. Затраты только на перевозку анализов, так они и раньше были. Зато теперь результаты быстро по сети отправляют прямо в кабинет лечащего врача. Вот только вопрос? Может, мои анализы также как раньше собирают? Тогда лучше и анализы по сети отправлять… Оптимизация завершилась, и ничего не разрушили?
Правда, у нас появились несколько частных лабораторий, которые менее, чем за три дня сделают Вам почти любой анализ. Может для них и была оптимизация, но тогда это разрушение содержимого нашего тощего кошелька.
Первоначально планировалось, что строящаяся Волоколамская ЦРБ будет иметь несколько корпусов. Все они были построены до крыши, но не доведены до возможности эксплуатации. Наступило время оптимизации - денег не хватило. После долгостроя начали функционировать полтора корпуса, плюс небольшая кухня, плюс небольшой морг.
Два года назад мне пришлось почти ежедневно в сумерках проходить мимо Волоколамской ЦРБ. И каждый раз, ожидая автобус на остановке, я созерцала разрушающуюся половину самого большого здания ЦРБ. Сгнившие рамы, темные провалы окон - неприятные ощущения. Я по-маниловски сочиняла, что можно разместить на этой территории. «И день за днем ужасно злить меня вот это стало. И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло», я решительно сфотографировала разрушающееся здание, послала письмо с фотографией в Министерство здравоохранения Московской области. Ответ пришел довольно быстро. Оказалось, что эта часть здания продана, и государство ничего не может решить без «Хозяина». Имя этого хозяина никому не известно. Потом, правда, появились слухи: здание выкуплено и скоро начнется его ремонт. Зачем надо было мне отписываться неправдой? Зачем нужен был грандиозный проект Волоколамской ЦРБ, если сейчас мы обходимся полутора корпусами!? Теперь остальные корпуса разрушаются, один корпус уже снесен: «Ломать - не строить!». Это оптимизация или разрушение? Из одного из зданий недостроенной ЦРБ Волоколамский колледж хотел достроить учебный корпус, но не дали «собаки на сене». На этом здании березы и ольха растут, природа демонстрирует свою оптимизацию. Кстати, прошло два года, а основной сфотографированный корпус зияет оконными провалами… Видимо и новый хозяин не лучше старого. Опять врали? В данном случае оптимизация = разрушению. Процесс пошел… Раз уже Волоколамскому колледжу права, экономики и безопасности не отдали одно из зданий ЦРБ, то зачем он (колледж) вообще «вылезал» со своим желанием своей оптимизации? У областных Министерств здравоохранения свои мечты и планы. Зачем брать здание для учебного заведения, если у областного Министерства образования свои планы оптимизации образования, кстати, есть у нас в стране люди, которые сразу распознают, где что можно оптимизировать с пользой для себя. Таких называют эффективными менеджерами, реально их надо называть «дефективными менеджерами.
Небольшой экскурс в историю колледжа.
В восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия тогдашний Волоколамский политехникум назывался в народе политтехникумом. Народ, как всегда, прав. Полит - это значит, политический. И он решал социальные вопросы развития Волоколамского района, поставляя кадры для района и области. Выпускники не уезжали массово из района. Основная масса выпускников, набрав опыт практической работы, получала высшее образование заочно. Бывший директор колледжа (его патриот) оптимизировал колледж по-своему: открыл отделения безопасности: пожарное и программирования. Как сильно поднялся престиж колледжа! Конкурс для поступления в эти отделения поднялся очень высоко. Районные и областные профессионалы стали помогать колледжу, кто списанным оборудованием и строительством пожарной вышки и даже подарили пожарную машину (как же, свои кадры растут и поблизости!). Директор добился полной компьютеризации колледжа: 8 компьютерных классов, включая кабинет математики. Компьютеры были поставлены в общежитии в комнате для занятий, в администрации, в бухгалтерии. Была даже внутри колледжа организована сеть, чтоб не бегать с информацией из кабинета в кабинет. Студенты участвовали в конкурсах с неплохими результатами. В колледже были проведены Всероссийская олимпиада по программированию и Конкурс среди юристов на знание и применение программного обеспечения «Консультант Плюс». В организации этого конкурса принимала участие сама фирма. Выпускники колледжа поступали в престижные вузы, чтобы стать классными специалистами любимой профессии. Колледж приобрел новое почетное имя - «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности». Право - это юристы для полиции, судебные приставы, социальные работники и просто юристы; экономика - это бухгалтера, специалисты по налогам; безопасность - это будущие пожарные, спасатели. К безопасности отнесли и программистов - защитников информации, конструкторов баз данных, знатоков по эксплуатации прикладных программ, и просто программистов. Все студенты получали и рабочие профессии в рамках своей специальности.
Но наступил момент оптимизации образования!
Ушлый директор Красногорского колледжа, который сразу понял, что превращение просвещения в образование, в образовательные услуги - прямой путь к обогащению «своего» колледжа и своих людей, решил рейдерски приватизировать наш колледж. Несмотря на сопротивление педагогического коллектива, усилий директора-патриота, колледж под лозунгом оптимизации присоединили к Красногорскому колледжу, понизив статус колледжа до отделения. Значит, на отделение можно выделять меньше денег. Компьютерные классы, эксплуатируемые больше 10 лет стали «сыпаться», обновления парка компьютеров не предвиделось. Качество обучения стало падать. Как обучать студентов всех специальностей без компьютеров. Новый директор филиала (как мне рассказывали) предложила учить программированию на бумаге, в письменном виде (ха-ха!). Вам смешно? А мне хочется плакать, ведь «падение» колледжа - это моя личная боль, это боль уволившихся опытных преподавателей, это боль многих школьников, мечтающих получить престижную специальность возле дома.
Так какая же это оптимизация? В данном случае оптимизация = разрушению.
Единственная моя надежда, что эта вакханалия с образованием закончится, и филиал вернет свой статус, свое народное название «политтехникум». Верните отделения программирования и экономики, ведь ребята - программисты и пожарные могут приобрести вторую, уже военную специальность операторов БПЛА . Экономисты, получившие среднее образование, нужны малому бизнесу.
А если нужна оптимизация, то надо, на мой взгляд, подсоединять колледжи к профильным вузам. Причем, предварительно смоделировав последствия. Поскольку колледж многопрофильный, то каждое отделение отдать под опеку к своему вузу, сделав их колледжами при университетах. Не очень хорошая идея, так как разрушает единое пространство воспитания. И еще, можно ведь обучать смежным профессиям, например, экономист-программист, умеющий организовать базу данных и написать небольшую программу - функцию к открытому бухгалтерскому приложению; судебный пристав-экономист, знающий налоговую систему страны. Это расширяет кругозор студентов. Специалист не должен быть «подобен флюсу» в наше время.
Выше было про среднее образование, а теперь про школу. Обучение в школе - бесплатное, учебники бесплатные. Даже в советское время они покупались, но стоили копейки, береглись и передавались от старших к младшим. Новые учебники покупались летом. Я лично новые учебники читала летом и, приходя в школу, уже кое-что знала. Если ученик отставал по какому-то предмету, то имея учебник, ученик дома мог ликвидировать пробел. Теперь же учебники на летние каникулы забираются у учеников, и они не могут летом позаниматься.
Ввели в учебный процесс рабочие тетради по многим учебным дисциплинам. Эти расходные материалы дорого стоят. Например, рабочая тетрадь по английскому языку стоит более 500 рублей. По географии нужен атлас, контурные карты. А почему нельзя использовать простые тетради. Бережем детей от «лишней писанины» или воспитываем клиповое, тестовое мышление? Нас в советское время учили давать полные, развернутые ответы на все вопросы. На учебные товары для детей давно пора ввести скидку, не изменяя качество товара. Не хочется называть это разрушением, но что это имитация бесплатности - это точно.
Еще один пример оптимизации. Почему после девятого класса школы настойчиво «закрывают двери» перед троечниками. И это, несмотря на подушевое финансирование. Что у нас школьники не все равны? Ведь именно в старших классах школьники определяются, кем им быть и начинают целенаправленно заниматься. Сколько в мире примеров, когда троечник становится отличным специалистом! Дело в том, что школы за хорошо сданное ЕГЭ поощряются начальниками, а троечники могут испортить общую картину, испортить средний балл.
Дополнительное образование тоже платное. Спортсмены должны на соревнования экипироваться за свой счет; танцоры должны оплачивать костюмы, обувь. Почти все должны оплачивать поездки на соревнования, конкурсы... Родители терпят огромные затраты на дополнительное образование, потому что дети с удовольствием занимаются полезным и любимым делом, а не болтаются на улице. Но не все родители могут позволить такие затраты. Тогда где равные возможности для всех детей? Вопрос этот очень важный!
И последняя оптимизация, равная разрушению - это отсутствие самоуправления в результате изменения структуры района. Назначенцы - не слуги народа, они слуги своего начальника. Даже на весенние субботники выходят работники ЖКХ, а жители наблюдают из своих окон: «Мы теперь не хозяева своих дворов, с нас берут громадные деньги за все подряд. Пусть и работают!» А помните, как дружно выходили почти все на субботники по весне семьями, вместе с детьми. Как было весело и легко работать!
ожно было бы привести много примеров оптимизаций, равных разрушению. Но люди видят все сами.
Чиновники! Станьте людьми, которые все видят, моделируют, анализируют - и только потом принимают решение на оптимизацию, если она на благо народа!