«Круговая оборона» стратегии местного самоуправления

Д.В. Трошин, первый секретарь Пушкинского ГККПРФ, канд. техн. наук

17 марта в Круглом зале Колонного Дома Союзов состоялся Круглый стол фракции КПРФ, на тему «Концепция стратегии развития местного самоуправления в системе организации публичной власти в России: исторические традиции и современные реалии» начал работу».

Открыл заседание Коломейцев Н.В., первый заместитель руководителя фракции КПРФ в ГосДуме, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Вёл заседание Матвеев М.Н., член фракции КПРФ в ГосДуме, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, доктор исторических наук

Обсуждались проблемы в связи с принятием в трёх чтениях Федерального закона № 40361-8 Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Этот закон фактически идёт на смену действующего Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и порождает большие риски для местного самоуправления Российской Федерации и благополучия жителей сельских поселений и малых городов.

Закон пролежал в Думе 3 года из-за крайне низкого качества проработки, как, по существу, так и на уровне юридической техники. Серьёзной критике текст проекта этого закона подвергался со стороны многих специалистов, депутатов разных уровней, в том числе фракции КПРФ в Госдуме, органов государственной власти Татарстана. И казалось, что судьба его предпрешена, но нет….

На Круглом столе ведущий Матвеев М.Н. предоставил слово всем желающим. Выступили около 40 человек, включая не менее 7 докторов наук, 3 кандидатов наук, специалистов, посвятивших жизнь проблемам местного самоуправления, депутатов различных уровней. Все, кроме одного главы муниципального образования, дали отрицательную оценку закону, поддержали борьбу за непринятие этого закона, а в случае принятия – интенсивного внесения многих поправок, которые бы позволили аннигилировать его вредоносность.

Если формульно выразить суть этого документа, то можно заключить следующее: остаётся только один уровень местного самоуправления, более 150 тыс. инициативных граждан, являющихся депутатами органов местного самоуправления, представляющих жителей малых городов, сельских и городских поселений, утрачивают мандат от населения. Для жителей Подмосковья это уже реализовано в форме пресловутого «объединения городов и городских округов».

Теоретически возможность двух уровней в законе остаётся, но она включена в него формально, не проработана. Кроме того, такая возможность остаётся на усмотрение региона, но мы знаем, как это проходило в Московской области. Пожалуй, только национальные республики смогут сохранить двухуровневую структуру, поскольку в много этнических республиках объединить под одной местной администрацией и советом разные маленькие населенные пункты бывает проблематично.

Высказаться еще не поздно. Закон предстоит утверждать в Совете Федерации и подписывать у Президента России. Известно, что руководитель фракции КПРФ Г. А. Зюганов намерен обратиться к Президенту с просьбой не подписывать этот закон. Ведь именно В.В. Путин характеризовал местное самоуправление, как уровень власти «до которой можно дотянуться рукой».

Поднимались и вопросы, непосредственно связанные с местным самоуправлением, хотя прямо и не относящиеся к тексту закона и регулируемым им вопросам государственных и общественных отношений: «опорные населенные пункты» (фактически застройка городов), финансирование вопросов местного значения, избирательная система и др.

Проблемы бюджетирования местных вопросов могут решаться на основе введения стандарта качества жизни для всех регионов с учётом региональной специфики, далее учет местных экономических особенностей, достигнутые уровни качества и жизни и соответствующие мероприятия в стратегическом плане социально-экономического развития с бюджетированием со всех уровней. Беда в том, что идея стратегического планирования низведено до уровня массы документов стратегического планирования, среди которых нет самого стратегического плана (его вводил в свое время С.Г. Левченко в Иркутской области) и пресловутых нацпроектов и разных программ, которые лишь фрагментарно решают проблемы, а сами по себе разработаны на бюрократически формальном уровне. Такое же и выполнение.

Вопросы местного самоуправления не могут быть эффективно решены без обеспечения обратной связи, подотчётности местного самоуправления населению, однако сложившаяся выборная система на уровне институтов и конкретной практики лишает людей уверенности, что они смогут выбрать депутатов, которые будут отстаивать интересы жителей. Поэтому избиратели и не ходят на местные выборы, хотя на самом деле у депутатов достаточно много полномочий, если их реализовывать. Исполнительная власть это понимает и всячески старается обеспечить лояльный себе состав местных советов депутатов.

Не выдерживает критики концепция развития лишь «опорных населённых пунктов», которую активно пытается реализовывать Правительство РФ. В Москве и Московской области уже сконцентрировано более 15% сокращающегося населения России, которая занимает порядка одной восьмой части суши Земли. В то же время для развития производительных сил и решения проблем демографии необходимо комплексно и рационально осваивать территорию страны, ставить акценты не на строительстве каменных джунглей, а на сохранении малых населённых пунктов, строительстве новых коттеджных посёлков для широких масс населения по всей стране, а а не для богатеев в окрестности Москва и пары-тройки крупных мегаполисов. В таких новостройках при наличии телекоммуникаций, в том числе эфирных, автономных коммунальных систем вполне можно было бы обеспечить и высокое качество быта, и работу на дому по созданию результатов интеллектуальной деятельности, мелко серийного производства, в том числе с использованием новых технологий на основе 3D-принтеров и другого оборудования, одновременно приглядывая за детьми. Возможно, некоторые виды производства с бухгалтерской точки зрения экономичней осуществлять на крупных производствах (активное развитие которых тоже не наблюдается), однако здесь необходимы оценки не бухгалтерские, а с точки зрения СОЦИАЛЬНО-экономической эффективности.

Такая работа, безусловно, должна быть организована на уровне частного и муниципального партнёрства, частного и государственного партнёрства, когда органы самоуправления и государства могли бы обеспечить артели и кустарей заказами, полуфабрикатами, лизинговым и другим оборудованием, способствовать сбыту их продукции и т. п. Сами жители активно бы включались в решение своих местных социальных проблем, развивалась бы традиция общинности быта, воспитывалось чувство сопричастности общественной жизни и, соответственно, патриотизм.

Такие предложения на самом высоком политическом уровне и в научных кругах звучали еще 25-30 лет тому назад, но увы, пока властям России, видимо, не до этого. Им ближе идея линейного, структурно-функционального одного уровневого управления денежными потоками. При этом губительные последствия такой модели управления во внимание не берутся.

«Круговая оборона» стратегии местного самоуправления
«Круговая оборона» стратегии местного самоуправления

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
В Раменском коммунисты провели торжественное собрание
Первый секретарь Раменского ГК КПРФ Олег Емельянов поздравил женщин - ветеранов партии.

О переговорах с врагом 3.0: сделка вместо победы?
24 февраля исполнилось три года со дня начала специальной военной операции (СВО).





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Развитие фермерского хозяйства как стратегическая задача агропромышленного комплекса

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Николай Васильев принял участие в работе штаба протестных действий

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лесной кодекс

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ Александр Наумов поздравил представителя поколения «Дети войны» Виктора Трундаева с Юбилеем

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: женщины-волонтеры делают нашу Победу над фашизмом неизбежной


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда