Решение многих территориальных проблем, включающее устойчивое развитие территории, создание благоприятных условий жизнедеятельности проживающих на ней людей, сохранение исторических и культурных памятников, окружающей природной среды, в значительной степени зависит от территориального планирования и осуществляется через подготовку соответствующих документов.
Для муниципальных образований Градостроительный кодекс устанавливает следующие документы территориального планирования: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. В настоящее время в Московской области лишь у 17% муниципальных образований есть утверждённые документы территориального планирования. В целом по субъектам РФ уровень утвержденных документов составляет 52%.
Разработка генпланов и схем сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Сюда можно отнести недостаток бюджетных средств, отсутствие обновленных топографических карт, сведений о границах зон с особыми условиями использования, отсутствие механизма систематизации, адаптации и стандартизации пространственных данных о территории Московской области.
Отсутствие документов территориального планирования является существенным препятствием для эффективного социально–экономического развития, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, создания благоприятной среды для жителей. Известно, что развернувшееся в области массированное жилищное строительство не увязано с развитием социальной инфраструктуры, ведёт к транспортным проблемам, проблемам трудоустройства на местах, нарушению экологических норм. Несмотря на принятые в 2012 г. нормативы градостроительного проектирования, определяющие основные параметры строительства и благоустройства, в области продолжается строительство жилых домов особо высокой этажности.
Нерегулируемая застройка, ведущая к нарушению социальной и экологической стабильности территории, является следствием существующей в настоящее время концепции территориального планирования. В её основе лежит отношение к территории (земле) лишь как к объекту градостроительной деятельности. На практике это ведёт к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий.
Состав и содержание приведённых в Градостроительном кодексе документов в большей степени ориентированы на проблемы развития поселений, промышленности, энергетики, транспорта и т.п., т.е. на территории, которые принято называть «урбанизированными». Градостроительные регламенты, как составные части Правил землепользования и застройки, согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно–оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В то же время, даже в Московской области, по оценкам, доля урбанизированной территории составляет только 16,7% всей территории. Получается, что более 80% всех земель области не охвачены нормами и правилами землепользования и не находятся в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Понятно, что специфика проблем, возникающих на неурбанизированных территориях, требует разработки специализированных документов.
Очевидно, что разработка документов территориального планирования должна идти от общего к частному как по вертикали (государство – регион – муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика – отрасли экономики). Однако действующий Градостроительный кодекс не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования. Это вносит трудности, как для развития отраслей, так и территорий.
Следует отметить, что кроме общих концептуальных проблем территориального планирования, для нашей области характерны и специфические. Схема территориального планирования Московской области была утверждена ещё в 2007 г. С тех пор изменились многие социально–экономические условия, и даже границы области. Поэтому сейчас перед государственными и муниципальными органами власти области стоит задача внесения изменений в нормативные документы территориального планирования региона. Кроме того, в области с целью повышения эффективности муниципального управления поступают предложения о проведении ряда территориальных преобразований, например укрупнении поселений, объединении городских округов и пр. В связи с этим предстоит работа по разработке генеральных планов новых образований. И в этой работе безусловным является необходимость услышать мнение жителей, которые должны иметь возможность оценить последствия и перспективы любых административно–территориальных преобразований.