Предложения депутата-коммуниста Мособлдумы Михаила Леонтьева по реформированию административно-территориального устройства некоторых муниципальных образований в южном регионе Московской области.
Система регулирования общественно-экономических отношений в любом государстве состоит из двух базовых составляющих: государственного управления и местного самоуправления. Уровень и перспективы развития страны зависят прежде всего от того, насколько они совершенны.
Крайне актуальным продолжает оставаться поиск направлений совершенствования региональной социально-экономической политики, реализация которых будет способствовать эффективному функционированию муниципального уровня управления, обеспечению его финансовых, имущественных, кадровых и иных основ.
Сегодня действуют две модели местного самоуправления: двухуровневая и одноуровневая. Двухуровневая применяется в муниципальных районах, в состав которых входят городские и сельские поселения (первый уровень – главы и представительные органы поселений; второй – глава и представительный орган района). Городской округ является одноуровневым муниципальным образованием.
Как показывает практика, с введением двухуровневой системы местного самоуправления обострилась проблема обеспеченности муниципалитетов собственными финансовыми средствами. Это обусловлено разными причинами, наиболее существенные – крайняя слабость или отсутствие собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований, входящих в состав района.
Порой наделение конкретной территории столь серьезным статусом не было увязано с ее социально-экономическим потенциалом, определяющим возможности самостоятельного (согласно конституционному требованию) функционирования и развития. То есть при формировании организационной структуры местного самоуправления главным стал принцип «транспортной доступности», а не «экономической самостоятельности», как это принято в развитых странах.
Негативное влияние на состояние местных бюджетов оказала и реформа налогово-бюджетной сферы.
Недостаточная имущественная и материальная база муниципальных образований – еще одно препятствие для эффективного функционирования органов местного самоуправления. Отсутствие или дефицит муниципальной собственности отражается прежде всего на состоянии местного бюджета, так как приводит к недополучению доходов и увеличению его расходной части.
Факторами, затрудняющими эффективное развитие местного самоуправления, являются также низкий кадровый потенциал, слабость информационного обеспечения и др. При раздутом чиновничьем аппарате двухуровневой модели система управления не эффективна. Многие жители жалуются, что, придя с пустяковым вопросом в администрацию поселения, они не получают ответа – их могут отправить в районную, а оттуда посылают назад, и так далее. В одном месте говорят, что у них нет достаточных полномочий, в другом – нет средств.
В этих условиях административно-территориальная реформа – необходимая мера, направленная на укрепление власти в стране и совершенствование ее территориального устройства. Разумеется, реформа не должна проводиться спонтанно, необходимо всестороннее исследование проблемы с учетом всех «за» и «против». Объединение должно стать частью мероприятий по стимулированию пространственного развития, инвестиционной привлекательности территорий и развития внутренних потребительских рынков. В основе должен быть принцип социально-экономической обоснованности, способствующий улучшению качества жизни людей, а никак не бюрократическое удобство ради оптимизации структуры управления. Хотя ее существенное сокращение тоже нельзя сбрасывать со счетов: при одинаковой численности населения чиновников в муниципальном районе на 65% больше, чем в городском округе.
В настоящее время в Московской области постоянно проживают 7,1 млн человек, в том числе 5,8 млн человек городского населения, т.е. 82%. Из 360 муниципальных образований региона в 288 жители пользуются «сельскими» льготами. При этом значительная часть из них имеет всю городскую инфраструктуру.
Предлагаю следующий вариант административно-территориальной реформы южного Подмосковья: провести объединительный процесс по созданию новых городских округов с включением в их состав сельских и городских поселений в их действующих границах.
В границах Серпуховского муниципального района расположены три городских округа: Серпухов, Протвино, Пущино.
Предлагается путем реорганизации ликвидировать муниципальный район и, соответственно, двухуровневую систему управления перевести в одноуровневую. Создать в границах Серпуховского муниципального района три городских округа путем присоединения к городскому округу Серпухов Калиновского, Васильевского, Данковского сельских поселений, городского поселения Пролетарский; к городскому округу Протвино – городского поселения Оболенск и Дашковского сельского поселения; к городскому округу Пущино – Липицкого сельского поселения. Такая структура позволит существенно сократить управленческий аппарат и предоставит новые возможности для развития территорий.
Новый принцип территориального деления региона может иметь далеко идущие позитивные последствия. Прежде всего – отказ от прежней двухуровневой административной системы (район и поселения), отличавшейся громоздкостью административного аппарата, дублированием функций органов власти. В результате реорганизации предельная численность только муниципальных чиновников сокращается на 165 человек. Это будет способствовать концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях развития территорий, позволит сформировать дееспособную, высокопрофессиональную команду специалистов, которая сможет не только решать текущие задачи, но и заниматься перспективным планированием. С объединением станут возможными единый генеральный план развития территории и единый план социально-экономического развития. Это единая ресурсная база, уменьшение расходов на создание инфраструктуры, увеличение спектра муниципальных услуг, укрепление «вертикали» власти, упрощение структуры управления, эффективное решение вопросов местного значения, значительная экономия ресурсов на проведение выборов. Это появление свободных земельных участков для строительства социального жилья – квартир для очередников, дешевого жилья для молодых семей и малоэтажной застройки.
Помимо сокращения численности муниципальных служащих и экономии бюджетных средств упрощаются процессы общения граждан с исполнительно-распорядительными органами в административных центрах муниципальных районов. Потенциальные инвесторы избавляются от необходимости многократно обсуждать и согласовывать один и тот же вопрос на разных уровнях местной власти.
Например, в связи с возникшими проблемами межмуниципального согласования между администрациями городского округа Пущино и Серпуховского района в начале 2000-х годов стало невозможным реализовать в южном Подмосковье закон № 25/99-ОЗ от 29.05.1999 «О научной деятельности и научно-технической политике Московской области» и создать территорию для научно-технического развития, тем самым использовать в полной мере богатейший научный потенциал территорий. В результате в 2006 году правительство области было вынуждено признать этот закон утратившим силу.
Муниципальное образование – сложный организм, за жизнеобеспечение которого отвечают, в том числе, и множество пронизывающих его инженерных сетей и коммуникаций. Зачастую разные муниципальные образования используют одни и те же сети, что на этом уровне уже делает их единым организмом.
Рассмотрим плюсы и минусы объединения двух муниципальных образований для жителей этих территорий с точки зрения водоснабжения и водоотведения на примере городского округа Серпухов и Серпуховского муниципального района.
В настоящее время помимо жителей Серпухова непосредственно от городского МУП «Водоканал-Сервис» качественную питьевую воду, прошедшую все технологические стадии (подъем, обеззараживание и транспортировку), получают жители деревень Серпуховского района – Бутурлино, Борисово, Скрылья, Паниково, Нефедово, Калиновские выселки, Шарапова Охота – по тарифу 15,72 руб. за 1 куб. м (по данным 2014 года). Кроме того, «Водоканал-Сервис» отпускает воду, прошедшую все технологические стадии, и осуществляет транспортировку до сетей управляющих компаний в Большевик и Мирный по тарифу 15,72 руб. Поселку Оболенск МУП «Водоканал-Сервис» обеспечивает только подъем воды по тарифу 3,89 руб. за 1 куб. м. При этом сельские жители платят управляющим компаниям по усредненному для всего района тарифу – 20,98 руб. за 1 куб. м, а горожане за ту же услугу – 15,72 руб. Водоотведение сельчанам обходится в 26,3 руб., а жителям города – 10,34 руб. за 1 куб. м.
В случае объединения территорий города и района и наделения МУП «Водоканал-Сервис» статусом гарантирующей организации с установлением зоны ее деятельности на город и район платить за услуги водоснабжения и водоотведения сельчане будут по меньшему, чем в настоящее время, тарифу.
Администрацией Серпуховского района было создано несколько МУПов, оказывавших жилищно-коммунальные услуги населению на одних и тех же сетях по водоснабжению и водоотведению, принадлежавших району на праве собственности. Однако свои обязательства перед энергоснабжающими организациями они выполняют ненадлежащим образом. За последнее десятилетие было обанкрочено порядка 8 таких предприятий из-за задолженностей кредиторам: собирая деньги с населения за коммунальные услуги, МУПы не перечисляли их поставщику. На сегодняшний день задолженность Серпуховского муниципального района перед МУП «Водоканал-Сервис» свыше 148 млн руб., что может привести к банкротству этого предприятия, стратегически важного для южного региона Подмосковья.
Для повышения надежности и качества предоставляемых услуг нужны не разрозненные мелкие компании, а мощные энергоснабжающие организации, имеющие необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение.
По сведениям МУП «Водоканал-Сервис», еще одной проблемой является тот факт, что в результате строительства новых предприятий в районе растет нагрузка на сети городского водоканала. Инвесторы и застройщики, осуществляющие здесь возведение объектов, не участвуют в финансировании мероприятий инвестиционных программ по развитию централизованного водоснабжения и водоотведения. То есть, по сути, предприятия района используют мощности городских сетей, но их содержание и ремонт порой становится невозможным, так как продажа земель и строительство на них объектов ведутся в нарушение всех норм и правил, без учета подземных коммуникаций. По сведениям МУП «Водоканал-Сервис», на сетях организации и в непосредственной недопустимой близости к ним находятся и коттеджи, что делает не только невозможным плановый ремонт, но и угрожает жизни, имуществу жителей района в случае аварии.
Вместе с тем еще в годы Советского Союза, когда рассматривалось комплексное освоение территорий с учетом перспективного развития южного Подмосковья, началось строительство водозаборного узла в д. Лужки. Были вложены средства, затрачен труд, однако в настоящее время это сооружение заброшено, работы остановлены. А бесконтрольная распродажа земель района сделала реализацию проекта вообще невыполнимой.
К сожалению, земля в Серпуховском районе рассматривается как товар, а не как ресурс для развития муниципального образования. Решить эту проблему без объединения территорий и без вмешательства области сегодня невозможно.
Обеспечение города и района водой и водоотведение – это одна из межмуниципальных задач, таких же важных, как и теплоснабжение, энергообеспечение, ликвидация бытовых отходов, размещение и содержание кладбищ. Например, острую социальную напряженность вызывает закрытие Дракинского кладбища в Серпуховском районе, что сделало, при наличии там неиспользованной территории, невозможным захоронения. Жители Протвино теперь вынуждены решать эти вопросы в соседней Калужской области. Обострилась проблема с предоставлением мест захоронения и в Серпухове.
Путь преобразований и реформ всегда сложен и тернист. Но именно по нему необходимо идти, исследуя все возможные варианты, изучая опыт других регионов по объединению поселений. Соединив искусственно разобщенные территории, мы сможем создать сильный, динамично развивающийся регион, в котором каждому жителю, независимо от того, сельчанин он или горожанин, будет комфортно и престижно жить и работать.