Едва ли 10% школьников смогут отдохнуть в загородных лагерях на свежем воздухе. Остальные останутся в городах, будут ходить в ту же школу, превращенную на лето в городской лагерь, то есть в летнюю продленку, чтобы быть под присмотром, пока родители на работе.
А представления о лете у детворы совсем другие. Солнце, лес, река, море, радостное настроение, игры, конкурсы, соревнования, друзья, песни, костры, походы. Такого лета ждут с нетерпением подростки девять месяцев в году.
В советское время ожидания ребят оправдывались. Практически каждый учащийся, от первоклассника до десятиклассника, как минимум одну смену отдыхал в загородном пионерлагере, некоторые и по две-три смены оставались на природе. Большинство пионерлагерей были ведомственными, содержались за счет предприятий, на которых нередко работали родители школьников. Путевки обходились семье недорого, можно сказать, копейки, а то и совсем бесплатно для многодетных семей. Так что доступность оздоровления была стопроцентной для советских ребят, это было их безоговорочным правом.
Капитализм лишил детей России этого права. Все минувшие 30 лет «свободного рынка» происходило последовательное сокращение возможностей школьников для летнего отдыха за городом.
К чему сегодня пришли?
В 2021 году в стационарных лагерях отдохнули менее 10% детей школьного возраста, это около 1,6 миллиона ребят, а всего в РФ – 18 миллионов школьников. И в этом, 2022 году не более ребят, чем в прошлом году, могут получить полноценный отдых. Остальные в лучшем случае будут находиться в пришкольных лагерях дневного пребывания.
А по уверениям Минпроса (докладывал Варфоломеев), все дети в Российской Федерации летом оздоравливаются. В текущем году 38 тысяч детских организаций отдыха и оздоровления откроют свои двери. О каких организациях толкует Минпрос, если, по данным того же Варфоломеева, в этом году лишь 2050 лагерей принимают детей? В основном это муниципальные или частные лагеря. Оказывается, Минпрос, манипулируя словом «организации», в одну кучу сваливает и загородные лагеря, и городские, и прочие «лавочки». Получается внушительная цифра, что позволит осенью чиновникам отчитаться, как много отдохнуло детей.
Сенаторский законопроект о запрете на перепрофилирование детских лагерей в иные объекты думцы приняли в первом чтении единогласно (за – 414), на днях документ будет одобрен в целом и вскоре вступит в силу. Но остановит ли он деградацию детского отдыха в стране?
А точнее – развал. Впору уже говорить о восстановлении этого важнейшего сектора социальной сферы. Значительная часть действующих лагерей построена еще в СССР. Тогда отдых школьников был заботой всей страны. В рыночной РФ всё заточено на экономию расходов, прежде всего на социалке, в том числе и на детских лагерях. Сбросила их власть на регионы, и живите как знаете. До 2015 года центром выделялись средства на софинансирование летнего оздоровления детей. Теперь и этого не стало. Потому резко сократилось количество загородных лагерей.
Они к тому же утратили в нынешней жизни пионерскую романтику, которая окрашивала отдых ребят продуманной воспитательной составляющей, в которой было всё – и дисциплина, и почитание святынь – Красного флага Родины с пионерским галстуком, – и познание природы, истории страны, развивающие игры, спорт…
Светлые воспоминания греют душу, но нужно выруливать из нынешней разрухи. Лучшим выходом было бы, по мнению коммунистов, поднять на федеральный уровень финансирование загородных лагерей и ввести обязательный контроль за их содержанием и состоянием.
По мнению председателя профильного комитета Нины Останиной, необходимы закон об организации детского отдыха, четкая программа строительства новых лагерей и обновления старых, подготовки кадров, чтобы не подвергать детей опасностям, не повторять трагедий, как на Сямозере в Карелии, где утонули 14 школьников по вине инструкторов-дилетантов.
И, конечно, давно пора разобраться с ценами на путевки в загородные лагеря отдыха. В апреле-мае шла речь о том, что в среднем путевка школьнику на смену в 20 дней обойдется максимум в 55 тыс. рублей с кешбэком, то есть возвратом до 50% затраченных средств. Но вскоре выяснилось, что кешбэк кончился, а путевки выросли в цене. Особенно дорогой отдых для детей на Черном море. Чтобы оздоровить подростка на любимом побережье, родителям придется выложить от 80 до 100 и более тысяч рублей за одну смену. Почти как поездка в Турцию для взрослого человека.
Даже в пестро рекламируемых подмосковных лагерях смена стоит до 70 тысяч рублей. Далеко не каждая семья при нынешних доходах способна столько заплатить за отдых своего школьника в загородном лагере.
И как тут снова не вспомнить советское время: путевки были доступны для детей из семей с любым достатком. А в особо престижные пионерлагеря «Артек», «Орленок», «Океан» бесплатно направлялись отличники учебы и пионерские активисты. Сейчас в этих лагерях – финансируются они, кстати, из федерального бюджета – могут отдыхать не только лучшие школьники, конечно, не бесплатно, но и дети состоятельных родителей. Преимущество имеют дети силовиков.
Богачи, разумеется, могут себе позволить любой лагерь, любую путевку. Но массово городская детвора будет всё лето дышать асфальтом, выхлопами автотранспорта, находиться в школьных помещениях или в квартирах. Еще хуже детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сиротам. Им сегодня – всё, что останется, а если не останется – то ничего.
А где же социальная справедливость? Этот принцип был назван президентом Путиным стратегическим на Петербургском международном экономическом форуме. Только в организации оздоровительного отдыха детей социальная стратегия не просматривается.
Коммунисты настаивают на восстановлении в России доступного для всех детей летнего отдыха на природе и считают, что для этого надо не только достойно финансировать и организовывать оздоровительные кампании детей, но и развивать сеть палаточных лагерей. В пандемию они были запрещены медиками. В этом году можно было бы к ним вернуться. Оказалось, что больше 1000 палаточных лагерей исчезли из-за запрета на открытие, который был в 2020 году, и полузапрета, действовавшего в 2021 году. В этом году не появилось еще ни одного палаточного лагеря. Процесс забюрократили. Для открытия такого лагеря требуется разрешение органов исполнительной власти субъектов РФ. Получить такую бумагу – дело небыстрое. Хорошо, если хотя бы часть палаточных лагерей появится к августу.
Пандемия серьезнейшим образом сказалась на выживании палаточных лагерей и сферы детского туризма. Это новые формы летнего отдыха для детей. Он привлекают школьников. Их надо совершенствовать и развивать, убеждены коммунисты.
Но без государственного финансирования и контроля не обойтись.