В начале первого весеннего месяца мы отмечаем Международный женский день – праздник по-настоящему весенний, жизнеутверждающий.
В России из 145,6 млн. человек 77,9 млн. составляют женщины. Это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования – 55% из них имеют высшее образование.
Огромный вклад женщин России в социально-экономическое развитие страны трудно переоценить. Статистика приводит данные о доле занятых женщин в общей численности занятого населения – 48,6%, об их представленности в госорганах и предпринимательстве (доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90%, в сфере услуг – 58%).
Но главное, безусловно, то, что без женщины остановится жизнь. И главное ее предназначение – продолжать человеческий род, поэтому, в первую очередь, призвание женщины – быть матерью. Это ее предназначение делает женщину, не только нежной, любящей и мудрой, но сильной, способной противостоять всем бедам и трудностям.
Как справедливо заметил режиссер Мережко, «само по себе материнство – это лидерство. Настоящая мать – хранительница семейного очага, создательница благополучия, атмосферы тепла и уюта». Именно от матери ребенок усваивает базовые ценности.
Поэтому благополучие женщин во многом предопределяет благополучие общества, и именно с этой точки зрения должна выстраиваться государственная политика.
В конце прошлого года была принята Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2030. В документе обозначено, что «Целями Стратегии являются обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин».
Обращает на себя внимание, что практически все направления Стратегии направлены на самореализацию женщин в экономической сфере. Стоящие перед женщинами проблемы предлагается решать, в частности, за счёт формирования у них интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения в цифровую экономику, развития дистанционных форм занятости, расширения участия женщин в сфере предпринимательства и пр.
Только на 15 месте обозначен пункт «создание условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижения баланса между обязательствами в частной жизни и в деловой сфере в целях повышения качества жизни женщин».
Еще ниже пункт, связанный с развитием «инфраструктуры ухода и присмотра за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию».
Отдельно надо сказать про предлагаемую Стратегией систему оценки ее эффективности. Здесь мы видим все тот же, уже показавший свою несостоятельность (например, в молодежной политике) для реального улучшения ситуации, господствующий в современной РФ, подход. Это и доля женщин среди ученых, руководителей организаций, их вовлеченность в волонтерскую деятельность, уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, 2 детей, 3 и более детей и т.п.
Тем не менее, эта имитационная деятельность не так и безобидна. Текст Стратегии заканчивается фразой, что ожидаемым результатом ее реализации будет «преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины».
Как-то не вяжется это с традиционными ценностями, о сохранении которых говорят на всех уровнях власти!
По словам председателя правления общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай» Э.Жгутовой, «Главная проблема в том, что наша страна, декларируя защиту семьи и традиционных ценностей, продолжает жить по западным методичкам. Это видно и в сфере здравоохранения, где командует ВОЗ, и в научной среде, где состоятельность учёных оценивается по рейтингам в западных журналах. Это же касается и семейной политики, в которой мы последние 30 лет двигались по пути западной ювеналки».
Очевидно, что в период прямого противостояния с Западом, жизнь «по западным методичкам» – это путь к поражению. Как подчеркнул историк проф. В.Багдасарян, «Приняв слово «гендер» как замену слову «пол», мы незаметно подходим к принятию и извращенческих «гендеров», так что одно активно внедрённое понятие имеет букет опасных последствий. Вот почему надо чётко уяснить три положения. Во-первых, нельзя победить врага, являясь частью системы врага. Если ты включён в систему врага, ты подчиняешься логике его системы. Во-вторых, нельзя победить врага, разделяя его ценности. Политика всегда начинается с ценностного уровня. Если вы исходите из ценностей врага, вы уже не противники, вы консолидируетесь с ним. В-третьих, нельзя победить врага, играя по его правилам».
Об этом говорили и многие участники круглого стола «Права, возможности, равенство», посвященного вопросам семьи, женщин и детей, проведенного КПРФ в ГД.
Социолог проф. Г.Силласте подчеркнула, что сегодня под угрозой находится сам институт семьи, традиционные семейные ценности. «Глобальный феминизм продвигает негативное отношение к семье как культурно–историческому институту, отражающему ментальность нации, ее ценностный морально–этический код национальных традиций».
Наша страна переживает острейший демографический кризис. По оценкам ученых, в случае худшего развития событий к концу XXI века население России может сократиться до 67 млн. человек. Выход только один, чтобы в стране не было убыли населения, необходимо, чтобы половина всех семей была с тремя или четырьмя детьми. Как подчеркнул демограф Ю.Крупнов, «Нужно организовать культ многодетной семьи, тогда мы останемся в живых, иначе нам путь на геополитическое кладбище».
Пока же реальность такова, что отношение к многодетности в нашей стране неоднозначное.
Социологи И.Бухтиярова и Т.Грудина провели исследование «Образ многодетной семьи глазами общественного мнения». Они пришли к выводу, что «С одной стороны, образ жизни многодетных семей воспринимается как неблагополучный, связанный со всевозможными трудностями и ущемлениями, бедственным положением, нехваткой родительской любви и внимания, различными материальными лишениями. С другой стороны – многодетность ассоциируется с уважением и любовью, со сплоченностью, взаимопомощью и доброжелательностью».
Авторы исследования отмечают, что общественное мнение о многодетных семьях формируется под воздействием разных факторов и зависит от отношения к данной проблеме органов государственной и муниципальной власти, а также общественных организаций, с которыми в повседневной жизни сталкиваются члены многодетной семьи (образовательных, медицинских и других учреждений).
И тут выясняется удивительная вещь. Отношение к многодетной семье у социальных и государственных институтов меняется в худшую сторону по мере увеличения числа детей в семье. «Каждое очередное рождение ребенка в семье с детьми изменяет в худшую сторону отношение всех окружающих (включая представителей власти, здравоохранения, коммунальной сферы и т.д.). При рождении первенца отношение стало лучше (хуже) – 41,9% (2,7%); при рождении второго – 38,2% (7,3%); при рождении третьего – 30,1 (23,5%); при рождении четвертого – 10,6 (12,7%); при рождении пятого и последующих детей – 7% (5,6%). Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что третий ребенок в семье фактически уравнивает неприязненное отношение социума с уважительным среди четверти окружающих, а наличие четвертого ребенка влечет увеличение непонимания, неприязни и отчасти осуждения».
По данным последней переписи, в России 1,7 млн. семей, где не менее трех несовершеннолетних детей. Из них 1,3 млн. – с мамой и папой, 344 тысячи – только с мамой, 60 тысяч – только с папой. Среднестатистическая многодетная семья живет в квартире или доме с тремя комнатами. В среднем на одного человека в многодетной семье приходится 13,6 м², при официальной норме – 18 м² общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Среди многодетных семей почти 40%, несмотря на последние меры поддержки, считаются официально бедными.
В целом, государственная политика по отношению к многодетным семьям сводится только к материальной поддержке и только малоимущих семей. Это хорошо, но этого явно недостаточно. Более того, по данным комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, 69% российских семей сообщили, что не получают положенные им меры социальной поддержки, среди которых социальные выплаты, льготы и компенсации.
По мнению Ю.Крупнова, в демографической политике нужно переходить от мер поддержки к системному решению проблемы – закреплению статуса многодетных семей как элиты общества. «Например, у нас есть закон о статусе судей. И никто не обсуждает, какие меры поддержки оказывать судьям… А многодетным семьям – какое счастье! – давайте им что-то подбросим. Так давайте мы статус многодетной семьи определим, а потом и мер поддержки не нужно будет. И меры поддержки свели только к нуждающимся, а не к каждой многодетной семье. Нужно не поддерживать, а обеспечить полноценную возможность для воспитания детей. Для этого нужен федеральный закон о статусе многодетных семей с готовностью действительно финансировать демографию, чтобы спасти страну».
Фракция КПРФ в ГД внесла 29 сентября 2022 года законопроект № 202186-8 «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации». Проектом закрепляется определение многодетной семьи и устанавливается ее правовой статус. Законопроект предусматривает комплексное решение проблем многодетных семей и направлен на то, чтобы стимулировать желание супругов к созданию многодетной семьи.
Семейная политика и, связанная с ней, политика за права женщин, в современном мире оказалась на передовой ценностно–идеологического противостояния.
Сегодня очевидно, что только левый поворот, восстановление подлинного суверенитета, справедливое социально–экономическое устройство, здоровая духовно–идеологическая атмосфера, за которые борется КПРФ, позволят создать условия для светлой, мирной и благополучной жизни нашего народа, обеспечить нашим женщинам и детям действительно достойное, счастливое и радостное будущее.