Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в круглом столе на тему: «Законодательное регулирование процесса голосования с использованием электронно-технических средств, в том числе электронно-дистанционное голосование». Круглый стол организован фракцией КПРФ в Государственной Думе в связи с внесенным в Государственную Думу депутатами от «Единой России» законопроектом №840518-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предлагающий ряд новаций в избирательном законодательстве. Ключевые изменения касаются введения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) и электронных комплексов на участках в качестве полноценной альтернативы бумажным бюллетеням.
Открыл заседание Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганова. В обсуждении темы приняли участие депутаты Государственной Думы, политологи, эксперты в сфере политтехнологий и многие другие.
Участники круглого стола в своих выступлениях отметили, что система электронного голосования фактически представляет собой новый незаметный способ фальсификации результатов выборов. ДЭГ совершенно не позволяет достичь целей, которые декларировались властью при создании и не обеспечивает соблюдения установленных законом основных принципов организации и проведения выборов, и имеет массу недостатков: дистанционное голосование не обеспечивает добровольности волеизъявления граждан и не защищает избирателей от принуждения к голосованию; при ДЭГ невозможно соблюдение тайности голосования; отсутствие реального контроля за объективностью результатов, защита персональных данных избирателей; система ДЭГ, как и любая электронная система, не лишена риска хакерской атаки. На настоящий момент не проведено комплексных независимых экспертиз системы ДЭГ на предмет возможности внутреннего и внешнего вмешательства.
В ходе обсуждения участники пришли к единому мнению, что ДЭГ вызывает большое количество нареканий, требует комплексного и взвешенного подхода, учитывающего технические, правовые и социальные аспекты, а также международного опыта внедрения подобных систем. Ключевыми задачами на данном этапе для внедрения электронных форм голосования являются обеспечение реального контроля за объективностью результатов, защита персональных данных избирателей, установление единых стандартов для электронных систем голосования, а также формирование реальных механизмов судебного обжалования результатов выборов.
Фракция КПРФ и участники круглого стола выразили категорическое несогласие с существующими в Российской Федерации вариантами электронного голосования, в том числе с попытками полного отказа от бумажных бюллетеней. Традиционный способ голосования остается прозрачным и наиболее надежным с точки зрения защиты от возможных фальсификаций и технических сбоев вариантом голосования.
В условиях цифровизации избирательного процесса значительные риски связаны с потенциальной возможностью вмешательства в процесс голосования внешних сил, техническими ошибками и полной непрозрачностью процедур.
Николай Васильев отметил, что проводимая в последнее время политика постепенного отказа от традиционных бумажных бюллетеней в пользу электронных систем голосования, приводит к отсутствию контроля и прозрачности, дискриминации нецифровых граждан, дает возможность незаметно фальсифицировать результаты выборов. «Использование бумажных бюллетеней обеспечивает физическую проверяемость результатов голосования, что способствует сохранению доверия граждан к избирательной системе. Электронное же голосование тотально подрывает доверие граждан к самому институту выборов»,- добавил парламентарий.
В заключении участники круглого стола приняли рекомендации, среди которых: Государственной Думе - отклонить законопроект № 840518-8; ЦИК РФ - провести детализацию возможного правового регулирования ЭГ, ДЭГ, в части процедур идентификации и аутентификации избирателей; предусмотреть реальные правовые возможности для общественного контроля за процессом ЭГ и ДЭГ, в части реализации четких процедур, обеспечивающих доступ общественных наблюдателей к ключевым этапам электронного голосования (проверка исходного кода программного обеспечения, мониторинг процесса голосования в реальном времени и верификация итоговых результатов) и ряд других рекомендаций.