Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин принял участие в Десятой международной энергетической неделе, которая проходит в эти дни в г. Москве с участием представителей топливно-энергетического комплекса, деятелей науки, экологических и других общественных организаций из тридцати стран.
В.И.Кашин поприветствовал участников пленарного заседания и открыл своим докладом дискуссию по проблемам и вызовам, стоящим перед энергетическим комплексом Российской Федерации и мира.
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать Вас на десятой международной энергетической неделе от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Важность нефтедобывающей отрасли для экономики России трудно переоценить. Нефть и газ дают более половины доходов бюджета, почти половину валютных поступлений.
В течение ближайшего десятилетия социально-экономическое развитие страны, ее экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в нефтегазовом комплексе.
В настоящее время эта отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. В 2014 году объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 6,5 трлн. рублей (или 48 % от общих доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 65%.
За январь-июль 2015 года доля доходов только от нефтяной отрасли в федеральном бюджете составило 40,1 % (3118,7 млрд. руб.), в том числе таможенная пошлина 847,6 млрд.руб., НДПИ 1643,6 млрд.руб.
В ТЭК с учетом смежных отраслей занято около 10 млн. налогоплательщиков. Каждый новый проект в ТЭК автоматически влечет за собой организацию новых рабочих мест не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в смежных областях – в машиностроение, в производстве труб, металла, различного оборудования, программного обеспечения и т.д.
Россия добыла в 2014 году 526 млн.тонн, а в 2015 году добудет около 530 млн. тонн нефти, почти половину из которой в сыром виде мы продадим за рубеж (поставка нефти на экспорт в 2015 году - 240 млн.тонн) и около 550 млрд.куб.м природного газа, из которого примерно 30% (176 млрд.куб.м за 2015 год) реализуется на внешнем рынке.
Большинство месторождений полезных ископаемых найдены и разведаны еще в прошлом веке советскими геологами, что позволило обеспечить страну минерально-сырьевой ресурсной базой на десятилетия вперед.
На сегодня общий объем запасов нефти в стране составляет 29,7 млрд. тонн, из них акватория (континентальный шельф, территориальное море, внутренние морские воды) - 1,4 млрд. тонн (4,8%), ТРИЗ (трудноизвлекаемые запасы) - 7,5 млрд. тонн (25,5%), газа – 69,7 трлн. куб. м. Практически все они распределены и продолжается их добыча. Нераспределенными остаются всего лишь несколько процентов запасов. По нефти 6,5 %, по газу 4,6%.
Расчеты показывают, что активных запасов, то есть запасов, которые можно отбирать стандартным методом добычи, хватит на 10 лет. Трудноизвлекаемых, которые сегодня стоят на балансе и требуют применения капиталоемких технологий, хватит на 20-25 лет. Ресурсы шельфа огромны, согласно аналитическим прогнозам к 2030-му году около 30 процентов нефти, добываемой на территории страны, будет добываться на шельфе Российской Федерации. Но они недостаточно изучены, и не исключено, что там запасов может оказаться меньше, чем заявляется.
Но ситуация может измениться по мере изучения шельфа арктических и других морей. Хорошие перспективы связаны с Каспийским морем. Так что в принципе возможны существенные коррективы в нынешнюю ситуацию с запасами. Ее могло бы изменить и более пристальное изучение сухопутной части России в районе Сибири и Дальнего Востока, ведь она исследована менее чем наполовину. Однако для этого надо в корне менять ситуацию в геологоразведке. Иначе ничего не получится.
Принятые ранее документы стратегического планирования, в том числе госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов», позволили в последние годы значительно нарастить объём инвестиций в геологоразведку. Объём государственного финансирования в прошлом году составил около 36 млрд. рублей, в то же время всего за два года реализации госпрограммы только от разовых платежей бюджет получил уже около 250 млрд. рублей доходов.
Рост государственных и частных инвестиций в отрасль привёл к открытию в России в последние шесть лет более 290 месторождений углеводородного сырья.
Вместе с тем в настоящее время геологическая отрасль сталкивается с рядом объективных фундаментальных проблем, связанных с ухудшением качества и усложнением минерально-сырьевой базы, с низким кадровым потенциалом отрасли, так из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих (в 1995 году было 4166 организации в 2013 году стало 1217) с отсутствием современных отечественных технологий разработки, а также с целым рядом временных негативных факторов, которые уже в этом году отрицательно скажутся на объёмах геологоразведки, — снижение в текущем году бюджетного финансирования на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 4,5 млрд.руб., санкции, неблагоприятная конъюнктура на рынке сырья.
В связи со снижением мировых цен на сырье отмечено снижение интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на тех или иных участках недр (расходы недропользователей в 2014 году составили, 279 459,7 млн. рублей или 76,5 % от запланированного уровня).
Разведочное бурение за 2014 год составило 994 тыс.м., за 2015 год по оценке Минэнерго России - 790 тыс.м. (-20,5% по сравнению с 2014 годом).
На государственном уровне решаются лишь вопросы налоговой нагрузки на отрасль, а не создания нормальных условий для ее развития. Прежде всего, недостаточно уделяется внимания геологоразведке. Геологоразведка выполняется за счет бюджета только примерно на 0,5% от расходной части федерального бюджета, остальное - за счет недропользователей.
Недра по Конституции России принадлежат государству, но сегодня нет должного контроля над рациональным их использованием. Например, на каждом месторождении устанавливается величина коэффициента извлечения нефти (КИН). Если КИН, скажем, равен 0,4, то это значит, что 40% нефти можно забрать, а 60% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие технологии. Работать в этом направлении компании не очень хотят, потому что это чревато дополнительными затратами. В итоге в последние годы в России резко падает коэффициент нефтеизвлечения. Пытаются объяснять это усложнением горно-геологических условий. Но в США тоже усложняются горно-геологические условия, однако там КИН растет сейчас около 40 %, а в России падает. Почему? Потому что на вооружение компаниями взята хищническая разработка месторождений.
При этом надо понимать, что выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части России она достигает порядка 70%, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи. Среди них такие гиганты, как Самотлор, Мамонтовское, Федоровское и многие другие. Поэтому проблема повышения значения КИН с каждым годом только возрастает. Сейчас КИН, как правило, не превышает 0,2-0,3. Значит, более70 % нефти остается. И никого это особо не тревожит.
К примеру, повышение коэффициента извлечения нефти всего на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно 1,3 млрд. тонн увеличения запасов нефти.
Одной из наибольших проблем является невовлечение в добычу значительной части разведанных запасов. Например, лишь 82% разведанных запасов нефти введено в разработку. Даже на осваиваемых месторождениях есть неразрабатываемые залежи и это тоже можно считать серьёзным резервом для увеличения добычи. Необходимо также оптимизировать темпы отбора как ещё один резерв добычи, который нужно использовать.
Также, в текущих экономических и внешнеполитических условиях особую тревогу вызывает вопрос критической зависимости отечественных геологоразведочных компаний от импорта оборудования, технологий и программного обеспечения. Сегодня в сейсморазведке зависимость от импорта составляет порядка 90%, в электроразведке - более 70%, в отношении бурового оборудования - более 30%. Ситуация объективно критическая и требует к себе не только пристального внимания со стороны всех ответственных органов государственной власти, но и принятия конкретных шагов по выводу отрасли на базу отечественных технологий.
Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере.
В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач. Однако ее основной среднесрочный вектор – это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра.
По расчетам Минфина России при снижении цены на нефть происходит снижение фискальной нагрузки, так при 70 долларах США за баррель экспортная пошлина составляет 32,7% от выручки, НДПИ составляет 31, 6% от выручки, при 40 долларах США за баррель, соответственно экспортная пошлина - 25,8 % от выручки, НДПИ - 25,1% от выручки.
При этом следует отметить, что с 5 до 27% увеличилась доля льготируемой нефти в добыче с 2007 по 2014 год.
Менее $60 за баррель — при такой цене нефти эффективность налогового маневра становится неочевидной и требует дополнительных расчетов.
Сложности с финансированием программ модернизации НПЗ в условиях санкций, налогового маневра и низких цен на нефть могут привести к дефициту бензина на внутреннем рынке
Бюджет при падении цены теряет больше, чем нефтяники; они меньше всех отраслей пострадали.
При цене нефти $50 за баррель под угрозой оказывается значительная часть новых проектов по добыче нефти и газа в Арктике, Восточной Сибири и ТРИЗах, которые становятся нерентабельными. А значит, компенсация выпадающих объемов добычи под вопросом. Естественный путь в этой ситуации, — это повышение эффективности добычи на уже действующих месторождениях.
Возникшие при девальвации рубля конкурентные преимущества российских энергоресурсов пропадут за несколько лет из-за высокой стоимости капитала и ограниченного доступа к внешним инвестициям и технологиям, требуется повышение гибкости экспортной политики, продуктовая и географическая диверсификация и, главное, существенное снижение издержек.
Состояние нефтяной ресурсной базы позволяет поддерживать текущий уровень добычи (примерно 525 млн. т) и увеличить его при хорошей конъюнктуре, а газовой – существенно нарастить ее. При этом поддержание добычи возможно только при растущей доле применения высоких технологий.
Как видим, ситуация в нефтедобывающей отрасли не простая, если не сказать большего. Правительству необходимо серьезно заняться реформированием важнейшей отрасли, наведением порядка в ее структуре, обновлением законодательной базы, серьезно пересмотреть отношение к проблемам геологоразведки и т.д.
Нефтегазовая отрасль требует серьезного государственного внимания и поддержки, в том числе законодательной.
Нашим Комитетом за последнее время была осуществлена работа над блоком законопроектов, совершенствующих оборот геологической информации, полученной за счет пользователя недр, регулирующих вопросы подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, а также оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и конкретизирующих отдельные вопросы добычи подземных вод.
Государственной Думой приняты в сферах недропользования и, конечно, охраны окружающей среды масштабные законодательные инициативы, в их числе следует отметит Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем представляется очевидной необходимость и дальше формировать такое правовое поле, которое, учитывает фактически сложившиеся мировые тенденции, состояние и возможности минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, его техническое состояние и потребности в новых высоких технологиях, отвечает текущим и перспективным потребностям нашего государства.
Эффективная реализация всех поставленных задач позволит переломить существующие тенденции и минимизировать все негативные явления в данном секторе экономики.
И в целом это, несомненно, обеспечит повышение уровня энергетической безопасности нашего государства, экономической и энергетической эффективности, усиление внешнеэкономических позиций России.
Убежден, у нас есть все возможности принимать правильные решения во имя общей цели, благополучия и стабильности, во имя будущего России.
Благодарю за внимание!